Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Зороастризм :: Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-
 
апка и одеяние были целиком белого цвета, как у священнослужителей. На этих 
изображениях, цвет которых не сохранился, жрецов не всегда возможно отличить от 
других представителей знати, потому что такая манера одеваться была обычной для 
многих иранцев. Она возникла, видимо, достаточно давно, когда иранские воины 
оставили боевые колесницы и пересели на коней. Даже знатные персы на поле боя 
носили такие одеяния, а на досуге – платья, ниспадающие свободными складками. 
На первый взгляд может показаться странным, что жрецы избрали себе в качестве 
одежды костюмы всадников, но этот наряд был удобным и для них. Плотно 
облегающие одежды подходили для торжественных ритуалов больше, чем свободные 
платья, так как они позволяли избежать опасности соприкосновения складок 
материи со священными предметами. Что касается шлемовидной шапки с боковинами 
для прикрытия рта, то, хотя ее первоначальная цель – защитить от холода, жары и 
пыли, этот головной убор оказался прекрасно приспособлен к тому, чтобы прикрыть 
волосы и бороду (это необходимо в целях ритуальной чистоты) я сделать так, 
чтобы дыхание не могло коснуться чего-нибудь освященного. Зороастрийские 
священнослужители продолжали носить такую одежду на протяжении многих столетий, 
по крайней мере, в качестве своего профессионального одеяния.




Зурванитская 
ересь

В наиболее важных вопросах ясное и исчерпывающее учение Зороастра представляло 
мало возможностей для возникновения ереси или раскола. И, тем не менее, оно 
давало западным матам много новых материалов для размышлений. Самое 
поразительное в учении пророка – это его оригинальная идея о том, что история 
имеет конец. Она воплотилась в учении о трех эпохах – Творении, Смешении и 
Разделении – и привела последователей Зороастра к мысли, что все события 
происходят в определенных хронологических рамках.

Очевидно, маги также были знакомы с представлениями вавилонян, согласно которым 
история делятся во времени на большие циклы и внутри каждого из них все события 
периодически повторяются. Сравнивая эти теории с учением Зороастра, маги стали 
задумываться о времени и о его происхождении. В результате и возникла 
зурванитская ересь, развившаяся, по-видимому, в эпоху последних Ахеменидов, но 
имевшая долгую историю и оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие 
зороастризма.

Авестийское слово зурван значит «время», и в нескольких случаях в Младшей 
Авесте (например, Ясна 72, 10; Видевдат 19, 13) встречается как обозначение 
второстепенного божества, олицетворяющего время. Это словоупотребление кажется 
незначительной уступкой сторонникам зурванизма, которые уверовали в то, что 
Зурван не только как бы обрамляет все события, но и управляет ими, то есть 
является мыслящим существом. Зурваниты нашли подтверждение своим представлениям 
в зороастрийском священном писании, а именно в следующем стихе Гат: 
«Действительно, есть два первичных духа, близнецы, известные тем, что они 
враждуют…» (Ясна 30, 3). Размышляя над этим стихом, они, со схоластической 
изобретательностью, пришли к выводу, что у близнецов должен быть и отец, а раз 
это так, то единственным возможным отцом для Ахурамазды и Ангра-Маинйу, заявили 
они, может быть Зурван. Сначала, видимо, это было лишь умозрительным 
заключением, но впоследствии предположение развилось в откровенную ересь.

Зурвана наделили властью, о нем создавались мифы. Большая часть свидетельств по 
зурванитской мифологии относится к сасанидскому и послесасанадскому времени, а 
для собственно ахеменидской эпохи можно предполагать лишь о самом существовании 
ереси. Согласно одному из этих относительно поздних источников, Зурван один 
«был всегда и будет всегда… Но, несмотря на все окружавшее его величие, никто 
не называл его творцом, потому что он еще не произвел творение» (Zaehner, 1955, 
с. 410). И вот, как рассказывается далее, он решил породить Ахурамазду и 
Ангра-Маинйу, хотя считают, что было множество других толкований того, почему 
Зурвану понадобилось произвести на свет последнего.

Лучше всего засвидетельствовано следующее толкование: до того, как родился 
Ахурамазда, Зурван стал сомневаться в своих силах – сумеет ли он родить 
достойного сына. От этого сомнения и получил зачатие Ангра-Маинйу – на свет 
появилось это темное и отвратительное существо, испугавшее родителя. Такой миф, 
естественно, дал простор различным последующим предположениям и уточнениям 
(например, кто был матерью близнецов?). Эта ересь способствовала также развитию 
дальнейших философских построений о власти времени и о предопределении. Кроме 
того, Зурвана считали владыкой трех времен, к нему обращались при помощи трех 
почтительных эпитетов (сохранившихся только в одном сирийском источнике). Затем 
эти эпитеты, означавшие, по-видимому, Господин роста, зрелости и упадка, стали 
воплощениями трех независимых божеств, а к Зурвану стали обращаться 
соответственно как к состоящему из четырех компонентов, и число «четыре» играло 
важную роль в его культе.

Однако этот культ имел, по-видимому, мало специальных обрядов, или же они вовсе 
отсутствовали, так как Зурван представлялся в виде отдаленной первопричины. 
Породив Ахурамазду, он сразу же поручил ему власть над миром. Зурван сам не 
вм
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-