|
. Дарий не
упоминает Анра-Маинйу (младоавестийская форма от Ангра-Маинйу), предпочитая в
этих и других случаях употреблять не авестийские термины, а более знакомые
персидские.
Нанеся поражение этим проявлениям драуга-обмана, Дарий стремился, как он
провозглашает, жить в соответствии с истиной-аша (по-древнеперсидски арта) и
насаждать на земле справедливость. «Благодаря тому, – говорит он, – Ахурамазда
оказал мне помощь и другие боги, что я не был враждебным, что я не был лживым,
я не поступал лживо, ни я, ни кто-либо из моей семьи. Я поступал в соответствии
со справедливостью. Ни слабым, ни сильным я не причинял зла» (Бехистун IV,
62–65). «Человека, который был превосходен, того я награждал хорошо, а того,
кто был злым, того я как следует наказывал» (Бехистун, I, 21–22). «По милости
Ахурамазды, я таков, что я – друг правых, я – недруг злых. Я не желаю, чтобы
слабым делали зло сильные, м я не желаю, чтобы сильным делали зло слабые. Того,
что правдиво, того желаю… Я не желаю, чтобы кто-либо делал зло; но я не желаю и
того, чтобы кто-либо, делающий зло, не был бы наказан» (Накши-Рустам В, 6–12,
9–21). В этих словах Дарий пытается добиться строгой справедливости, которая
является сутью зороастризма.
Хотя Дарий призывал по имени только Ахурамазду, он упоминал также и «всех
богов», употребляя для божественного существа традиционное слово «бага», а не
предпочитаемое Авестой слово «язата» (такое словоупотребление сохранялось в
Персии, преобладая также и в эпоху Сасанидов). Под неназванными богами он
подразумевал просто меньших божеств, подчиненных Творцу – Ахурамазде. Другое
высказывания Дария показывают, что для него «почитание Мазды» внутри Ирана было
единственной правильной верой, а все остальные культы вели к волнениям и
беспорядкам. Он обвиняет эламцев так: «Эти эламцы были неверными, они не
почитали Ахурамазду. Я почитал Ахурамазду, по милости Ахурамазды я поступил с
ними так, как пожелал… Тот, кто будет почитать Ахурамазду насколько у него
хватит сил, тот будет счастлив и пока жив, и когда умрет» (Бехистун V, 15–20).
Таблички, написанные на эламском языке и найденные в Персеполе, показывают, что
Дарий I действительно позволял своим подданным-неиранцам, если они уже
покорились его власти, продолжать поклоняться их собственным племенным
божествам наравне с Ахурамаздой и даже совершать ради этого пожалования в его
сокровищницу. Дарий проявлял, таким образом, такую же веротерпимость к
верованиям и обычаям неарийцев, как и его предшественник – Кир.
Ксеркс
Деяния, которые в одной из своих надписей описывает сын Дария I Ксеркс (486–465
гг. до н.э.), были, несомненно, направлены пропив соплеменников-иранцев: «Когда
я стал царем… было одно место, где прежде почитались демоны-дайва. Потом, по
милости Ахурамазды, я разрушил святилище демонов-дайва и я провозгласил:
„Демонам-дайва нельзя поклоняться!“ Там, где прежде поклонялись демонам-дайва,
там я почтил Ахурамазду надлежащими обрядами в соответствии с истиной-аша»
(Ксеркс, Персеполис Н, 35–41).
Древнеперсидское слово «дайва» соответствует авестийскому «даэва», и эти строки
свидетельствуют, что религиозная борьба, начатая пророком в Восточном Иране,
столетиями позже была продолжена его последователями на Западе. Как ни странно,
но, несмотря на все признаки правоверности, само имя Зороастра не встречается
ни в одной из надписей ахеменидских царей. Это же любопытное упущение
характерно и для царских надписей династии Сасанидов, и даже для надписей
верховного их жреца – Кирдэра[24 - Кирдэр – имя верховного жреца; его более
архаичная форма – Картир.].
Дворцы и гробницы
Ахеменидов
У Ахеменидов, владык великой империи, было несколько царских резиденций. Одну
они сохранили в старом мидийском городе Экбатанах (Хамадан), а Дарий построил
еще величественный новый дворец в Сузах, древней столице Элама. Он возвел также
новый великолепный дворец в Персеполе в области Паре к югу от Пасаргад, и этот
дворец стал, по-видимому, символическим домом той ветви династии, к которой
принадлежал сам Дарий.
Дворец, возведенный на каменной площадке, господствовал над широкой равниной.
Он достраивался и украшался на протяжении многих последующих царствований.
Среди его роскошных украшений есть превосходные каменные рельефы, расположенные
по краям широких лестниц, на которых изображены процессии воинов, придворных и
всех народов империи, начиная от самих персов, мидян и других иранцев вплоть до
далеких индийцев, египтян, вавилонян и греков. Представители этих народов несут
приношения, и обычно считается, что процессии изображают ежегодные дары Царю
царей по случаю празднования Нового года (Ноуруз)[25 - Ноуруз начинается у
иранцев в день весеннего равноденствия – 21 марта.]. Некоторые ученые пытались
найти даже религиозное значение в ориентации дворца по отношению к напра
|
|