|
употребляемые термины приводятся в прилагаемом словаре. Поскольку зороастризм
имел не только большое временное, но и территориальное распространение, к
данной работе прилагаются две карты, предназначенные в первую очередь для того,
чтобы дать ясное представление о районах воздействия зороастризма и территориях,
на которых он сохранялся. Не каждый город или археологическое местонахождение,
упоминаемые в книге, можно найти на этих картах, но всегда удается достаточно
точно определить район их расположения.
Мне хотелось бы выразить признательность моему другу Дж.Р. Хиннелсу, главному
редактору серии «Библиотека религиозных верований и обычаев», и за идею
предпринять этот труд, и за практическую помощь, и за мудрые советы. Я
благодарна также редакторам издательства «Routledge and Kegan Paul» за их
любезность и ценные указания.
Примечание ко второму
изданию
При подготовке книги ко второму изданию глава V (о зороастризме при Ахеменидах)
была существенно пересмотрена в связи с проведением дальнейших исследований.
Целый ряд мелких изменений и исправлений внесен в основном в первую часть книги.
Важные дополнения по историческому фону для глав с VI–IX опубликованы в III
томе «Кембриджской истории Ирана», издаваемой Э. Йаршатером (Yarshater, 1982);
опубликовано ценное исследование о Сраоше (Kreyenbroek, 1985). Собрание
зороастрийских текстов в английском переводе, сделанное автором этой книги,
опубликовано в серии «Тексты-источники для изучения религий», издаваемой Дж. Р.
Хиннелсом (Воусе, l984).
Глава
I
Предыстория
Введение
Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения[1 - Принятый в
литературе термин для обозначения религий, полученных пророком от бога. (Здесь
и далее примеч. пер.).], и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или
косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера. Зороастризм был
государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших почти
непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части
Ближнего и Среднего Востока. Власть и могущество Ирана обеспечили зороастризму
огромный престиж, и некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом,
христианством, исламом, а также гностическими сектами.
На Востоке зороастризм повлиял на развитие северного варианта буддизма. В
настоящее время, под воздействием различных внешних факторов, количество
зороастрийцев сократилось, они распались на небольшие общины и проживают
преимущественно в Иране и Индии, но верования, впервые провозглашенные пророком
зороастризма, все еще признаются людьми во всем мире.
Зороастризм был уже стар, когда о нем впервые упоминается в исторических
источниках. Корни его уходят в далекое прошлое. Иранцы так непреклонно
придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме есть некоторые
элементы, которые восходят, видимо, к индоевропейской эпохе. Перемешанные с
позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией,
чрезвычайно насыщенной разными компонентами. Изучение ее может способствовать
лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий.
Кроме того – это благородная религия, отдельные ее положения уникальны и
замечательны. Они давали возможность последователям вести целеустремленную и
приносящую удовлетворение жизнь, что, в свою очередь, пробудило в них глубокую
преданность к своей вере. Зороастризм заслуживает изучения и из-за той роли,
которую он сыграл в религиозной истории человечества.
Зороастризм получил такое название на Западе потому, что его основатель –
пророк Заратуштра – стал известен древним грекам под именем Зороастр. Он был
иранцем и родился в доисторическое для иранцев время. Установить точные даты
его жизни невозможно, но есть некоторые свидетельства, позволяющие предполагать,
что Заратуштра жил в то время, когда каменный век уступал место бронзовому, то
есть, по-видимому, после 11500–1200 гг. до н.э.[2 - На самом деле указанные
автором даты – это конец бронзового – начало железного века. Каменный век
уступил
|
|