|
трудно говорить о функции. О последней еще можно говорить в случае памяти, но
даже и память лишь до определенной степени послушна воле и контролируема. Очень
часто она крайне самоуправна и напоминает капризную лошадь. Бывает, что она
просто отказывается работать. В этом смысле субъективные компоненты и реакции
еще более неуправляемы.
Но дело обстоит совсем плохо, когда мы имеем дело с эмоциями и аффектами. Тут
становится ясно, что они никакие не функции, а просто события, потому что в
эмоции, как обозначает само слово (emotion - англ. сдвигаться), вы сдвигаетесь
прочь, вы выбрасываетесь, - благопристойное эго регрессирует, отходит в сторону
и его место занимает нечто другое. Мы говорим: „В него вселился бес" или „Он
вышел из себя", или „Что им сегодня владеет", так как этим он напоминает
человека, который одержим. Первобытный человек не скажет, что он сердит без
меры; он говорит, что дух вошел в него и полностью изменил. Нечто подобное
случается с эмоциями. Вас что-то держит, вы больше не вы, и ваш самоконтроль
сведен практически к нулю. Это и есть то состояние, когда внутренняя сторона
психики человека завладевает им, чему он не в силах помешать. Конечно, он может
сжать кулаки и сохранить спокойствие, но тем не менее в данный момент им
владеет тень.
Четвертый, важный эндопсихический фактор я называю инвазией, или вторжением.
Здесь теневая сторона, сфера бессознательного имеет полный контроль и может
даже нарушить условия существования сознания. Сознательный контроль в подобных
случаях - наименьший. Сюда относятся и те состояния человеческой жизни, которые
необязательно называть патологическими, они патологичны лишь в старом смысле
этого слова, когда патология означала науку страстей. Любой может лишиться
сознания более или менее „нормальным" образом. Подобные вещи считаются
совершенно естественными среди первобытных народов. Они, к примеру, говорят о
дьяволе или духе, вошедшем в человека, или о его душе, покинувшей тело - одной
из его разных душ -часто насчитывающихся до шести. Когда душа покидает человека,
он оказывается в неустойчивом состоянии, поскольку лишается себя и вынужден
страдать от утраты. Подобное можно часто наблюдать и у пациентов-невротиков.
Время от времени они вдруг теряют энергию, теряют себя. Этот феномен сам по
себе не патологичен, но если такие явления становятся привычными, мы вправе
говорить о неврозе. Подобные вещи ведут к неврозам, однако у нормальных людей
также бывают такие исключительные состояния. Иметь непреодолимые эмоции само по
себе не патология, просто это нежелательно. Пограничные явления не патологичны,
но могут привести к неврозу. ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ
Вчера мы рассмотрели функции сознания. Сегодня я хочу закончить с проблемой
структуры психики. Обсуждение человеческого разума, целостной психической сферы
будет неполным, если мы не включим сюда существование бессознательным процессов.
Вчера я уже говорил о том, что мы не можем иметь непосредственный контакт с
бессознательными процессами, так как они для нас непостижимы. Бессознательное
дает о себе знать только в своих продуктах, и нам остается только постулировать
его как таковое на основании специфичности этих продуктов; утверждать, что
существует нечто, состоящее у истоков их возникновения. Мы называем эту темную
сферу бессознательным психическим.
Эктопсихические содержания сознания вытекают прежде всего из окружающей среды
посредством чувственных данных. Существуют и другие источники, такие как память
и процессы суждения, иначе-субъективные компоненты. Последние относятся к
эндопсихической сфере. Третьим источником осознанных содержаний является темная
сфера разума - бессознательное. Мы приближаемся к ней благодаря свойствам
эндопсихических функций, которые не контролируются волей. Эти функции - как раз
то самое средство, благодаря которому бессознательное содержание достигает
поверхности сознания.
Бессознательные процессы не фиксируются прямым наблюдением, но их продукты,
переходящие через порог сознания, могут быть разделены на два класса. Первый
содержит познаваемый материал сугубо личностного происхождения; эти программы
являются индивидуальными приобретениями или результатами инстинктивных
процессов, формирующих личность как целое. Далее следуют забытые или
подавленные содержания и творческие процессы. Относительно их ничего особенного
сказать нельзя. У некоторых людей подобные процессы могут протекать осознанно.
Есть люди, сознающие нечто, не осознаваемое другими. Этот класс содержаний я
называю подсознательным разумом или личностным бессознательным, потому что,
насколько можно судить оно всецело состоит из личностных элементов - элементов,
составляющих человеческую личность как целое.
Есть и другой класс содержаний психики с очевидностью неизвестного
происхождения; все события из этого класса не имеют своего источника в
отдельном индувидууме. Данные содержания имеют характерную особенность - они
мифологичны по сути. Специфика здесь выражается в том, что содержания эти
принадлежат как бы типу. не воплощающему свойства отдельного разума или
психического бытия человека, но, скорее, типу, несущему в себе свойства всего
человечества, как некоего общего целого. Когда я впервые столкнулся с подобными
явлениями, то был несколько удивлен и, убедившись, что наследственными
факторами их не объяснишь, решил, что разгадка кроется в расовых признаках.
Чтобы решить вопрос, я отправился в Соединенные Штаты и исследовал сны
чистокровных негров, после чего, к великой радости, убедился, что искомые
признаки ничего общего с так называемым кровным или расовым наследованием не
имеют, как не имеют и личностного индивидуального происхождения. Они
принадлежат человечеству в целом и, таким образом, являются коллективными по
природе.
Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, я назвал архетипами,
|
|