Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: К.Г.Юнг - ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
общительны, для них важны моральные критерии, они великолепно режиссируют 
чувственные ситуации и живут ими. Человек с развитой наблюдательностью будет 
пользоваться главным образом своими ощущениями и т.д. Доминирующая функция 
определяет в индивиде его собственный психологический тип. Например, если 
человек пользуется в основном своим интеллектом, его можно отнести к так 
называемому „безошибочному" типу. Отсюда мы можем проследить местоположение 
чувства в структуре психики: когда мышление - доминантная функция, чувство 
неизменно занимает подчиненное положение. То же правило применимо к трем другим 
функциям. Я объясню это с помощью диаграммы. 
Расположим функции крестообразно (рис. 1) В центре поместим ЭГО (Е), которое 
обладает определенной энергией. Эта энергия и есть сила воли. В случае 
мыслительного типа эта сила может быть направлена к мышлению (Т). Тогда мы 
должны расположить чувства (F) внизу, под Т, поскольку в этом случае F 
подчиненная функция. Это следует из того, что когда вы думаете, то должны 
исключить чувства, и наоборот. Когда вы думаете, оставьте ваши чувства и 
чувственные оценки. Чувства наиболее разрушительны для ваших мыслей. Эти две 
функции отрицают друг друга. То же происходит с ощущением (S) и интуицией (I). 
Наблюдая за человеком в режиме ощущения, вы заметите, что его особенностью 
является концентрация взгляда на каком-нибудь предмете, точке. Если же вы 
проследите за выражением глаз человека интуитивного типа, то поймете - он не 
смотрит, он окидывает взглядом предметы в поле своего зрения, выбирая один. Это 
и есть предчувствие. Обладая интуицией, вы обычно не вдаетесь в детали, 
стараясь воспринять ситуацию в целом, и тогда, внезапно, нечто вырисовывается 
из этого целого. Если же ваша основная функция -ощущения, вы будете лишены 
интуиции, только потому, что нельзя делать „два дела сразу". Это достаточно 
сложно, поскольку принцип одной функции исключает действие другой. Именно 
поэтому я и поместил их противоположно друг другу. 
Итак, с помощью этой простой диаграммы вы можете прийти к важным выводам, 
касающимся сознания. Например, если вы находите, что мышление сильно 
дифференцированно, то оказывается, что чувства недифференцированны. Что это 
значит? Означает ли это, что у таких людей нет чувств? Напротив. Они говорят: 
„У меня сильные чувства. Я переполнен эмоциями. Я темпераментен". Эти люди во 
власти своих эмоций, они пойманы эмоциями. Если вы, к примеру, изучаете частную 
жизнь интеллектуала и хотите знать о его поведении дома, спросите об этом его 
жену - она сможет рассказать вам презабавные истории! Чувствующий тип в 
естественном состоянии никогда не будет утруждать себя мыслью. Мышление 
возникает как следствие невротизирующего воздействия; в этом случае оно носит 
навязчивый характер. Наш герой остается в норме, но он полон необычайными 
идеями и убеждениями. Мышление захватило его и подчинило себе, и он не может 
выпутаться из этого, поскольку его мысли неподвижны. С другой стороны, 
интеллектуал, захваченный своими чувствами, говорит: „Я просто это чувствую", - 
чему трудно возразить. Но когда он полностью погружен в свои эмоции, возникает 
вопрос: „Сможет ли он оттуда выбраться?" Он не сможет до конца оправдать свои 
чувства, если же это ему удается, он ощутит собственную неполноценность. 
Подобное происходит с людьми, относящимися к интуитивному типу и типу 
сенситивному. Интуитив всегда озабочен сущностью вещей; он обманывается в своих 
представлениях о реальности; не использует предоставляемых ему возможностей. 
Это человек, который возделывает поле и, не дождавшись созревшего урожая, 
переходит на другое. За ним остается возделанное поле, впереди - новые надежды, 
но из всего этого ничего не выходит. Сенситивный человек всегда остается в 
данной реальности. Для него истинно то, что реально. Вспомните, что означает 
реальное для интуитива: это неправда, этого не будет, будет что-то другое. 
Когда же сенситивный человек не имеет своей реальности - четырех стен, в 
которых он может жить, он болен. Дайте четыре стены интуитиву, и единственное, 
что будет занимать его, как оттуда выбраться. Для него любая обусловленная 
ситуация - это тюрьма, из которой необходимо в кратчайший срок выйти навстречу 
новым возможностям. 
Эти различия играют неоценимую роль в практической психологии. Не думайте, что 
я раскладываю людей по полочкам, определяя: „Это интуитив, а это мыслительный 
тип". Меня часто спрашивают: Не относится ли такой-то к мыслительному типу?" И 
я отвечаю, что никогда об этом не думал, и на самом деле это так. Не имеет 
смысла навешивать ярлыки, однако когда у вас есть большой эмпирический материал,
 необходимы упорядоченные принципы для его классификации. Без преувеличения 
скажу, что для меня крайне важно привести материал в порядок. Это особенно 
может пригодиться, когда вы представляете кому-либо смущенных, обеспокоенных 
пациентов, или представляете мужа жене, и наоборот. Всегда полезно иметь такие 
объективные критерии, в противном случае все остается на уровне „он сказал - 
она сказала". 
Как правило, подчиненная функция не обладает свойствами сознательной 
дифференцированной функции. Последняя, как правило, регулируется намерением и 
волей. Если вы настоящий мыслитель, вы в состоянии направлять ваше мышление 
волей, вы можете контролировать ваши мысли, говоря себе: „Я могу думать иначе, 
думать обратное". Чувствующий тип никогда не сделает так, поскольку не может 
отделаться от своих мыслей. Мысли владеют им, прельщают его, и - он боится их. 
Его чувства архаичны, и он сам, как древний человек, - беспомощная жертва своих 
эмоций. Именно по этой причине первобытный человек старался не тревожить чувств 
своих соплеменников -это было опасно. Многие наши обычаи объясняются такой 
„архаичной учтивостью": не принято, обмениваясь рукопожатием, держать другую 
руку в кармане или за спиной. Вы должны показать, что в ваших руках нет оружия. 
Восточное приветствие, поклон с воздетыми кверху руками, означает то же. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-