Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: К.Г.Юнг - ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
сознании. Архетипы-мощные решающие силы, они свидельствуют о реальных событиях, 
а не о нашем индивидуальном разуме и практическом интеллекте. Перед Первой 
мировой войной все интеллигентные люди говорили: „У нас не будет войны, мы 
стали слишком разумны, чтобы позволить ей случиться; торговля и финансы 
сплетены в международный узел, так что война абсолютно невозможна". И после 
этого всего вспыхнула самая чудовищная битва, какую видел мир. И сейчас снова 
начинают твердить те же самые дурацкие вещи и о разуме, и о мирных планах, и 
тому подобных вещах. Они завязали себе глаза, цепляясь за этот детский оптимизм 
-взгляните реальности в лицо! Совершенно очевидно, что архетипические образы 
решают судьбу человека. Решает бессознательная психология, а не то, что мы 
думаем и говорим в кулуарах, с трибуны и в совещательных комнатах. 
Кто в 1900 году мог подумать, что через тридцать лет будет возможно то, что 
происходит в Германии сейчас? Могли бы вы поверить тогда, что целая нация 
высокоинтеллигентных и воспитанных людей может быть охвачена умопомрачающей 
властью архетипа? Я видел, что это грядет, и понимал это грядущее, так как знаю 
силу коллективного бессознательного. На поверхности же все выглядит невероятным.
 Даже мои личные друзья находятся под чарующим влиянием архетипа, и когда я 
нахожусь в Германии, то сам в это верю; я все понимаю и знаю, что иначе и быть 
не может. Никто не в силах сопротивляться. Происходящее бьет ниже пояса, а не в 
голову; мозг при этом ничего не считает, поскольку здесь система симпатии, 
сочувствия. Это сила, которая очаровывает людей изнутри - актуализировавшееся 
коллективное бессознательное. Она - архетип, общий для всех тех, кто призван к 
жизни. И именно потому, что это архетип, он имеет исторические корни, и мы не 
можем понять те или иные события, не зная истории. То, что происходит сегодня, 
- это история Германии, подобно тому как фашизм-живая итальянская история. Не 
следует оставаться детьми относительно происходящего, с интеллектуальными и 
разумными идеями, говорящими: этого не может быть. Даже звучит по-детски: не 
может быть. Происходящее не имеет ничего общего с рациональными суждениями, оно 
- просто история. И когда перенос вашего пациента добирается до архетипа, вы 
попадаете в шахту, которая может взорваться. Взорваться просто потому, что вы 
ожидаете взрыв коллективно. (Воронья Слободка в „Двенадцати стульях" Ильфа и 
Петрова: „Дом не мог не сгореть. И однажды вечером он запылал, подожженный 
сразу с четырех концов". - Прим. перев.). Безличностные образы содержат 
громадную динамическую энергию. Бернард Шоу говорил в „Человеке и 
Сверхчеловеке": „Это существо - человек, который в своих собственных 
эгоистических делах - труп до мозга костей, будет сражаться за идею как герой". 

Конечно, нельзя назвать фашизм или гитлеризм идеями. Это архетипы, и потому 
можно сказать: дай людям архетип, и вся толпа будет действовать как один 
человек, без всякого сопротивления. С громадной динамической силой 
архетипических образов справиться нельзя. Поэтому единственное, что делается на 
третьей стадии терапии переноса, - отделение личного отношения к 
врачу-психотерапевту от безличностных факторов. Совершенно ясно, что когда вы 
честно и внимательно работаете с пациентом, вы ему нравитесь; если вы 
переделали порядочный кусок работы с пациентом, то он нравится вам вне 
зависимости, мужчина он или женщина. И было бы совершенно неестественно и даже 
странно. не испытывать никакой человеческой реакции со стороны пациента на 
проделанную работу. Обычная человеческая реакция вам вполне нормальна и 
естественна, и она . стоит того; и это ни в коей мере не перенос. Но подобное 
отношение к врачу возможно только в соответствующей сдержанной форме и до тех 
пор, пока она не испорчена безличностными оценками. Это означает, с другой 
стороны, необходимость полного признания важности архетипических образов, 
многие из которых носят религиозный характер. Допускаете ли вы, что ураган 
нацизма в Германии содержит религиозную оценку, или нет, не играет роли. 
Думаете ли вы, что Дуче - фигура религиозная, или нет, не суть важно, потому 
что он все-таки фигура религиозная. Подтверждение тому можно прочесть даже в 
газетах, вышедших на днях. В них процитирована стихотворная строчка о римском 
Цезаре: esse deus, deus ille, Menalka (Вот Бог, Бог Меналька)! Фашизм 
представляет латинскую форму религии, и его религиозный характер объясняет, 
почему в целом дело приняло такой пленительный и чудовищный оборот. 
Следствием осознания важности безличностных оценок может стать оцерквление 
вашего пациента или его присоединение к религиозному вероучению, или что-нибудь 
подобное. Вот если он не может объединить свой опыт коллективного 
бессознательного в пределах той или иной религиозной формы, тогда его ждут 
трудности. В таком случае безличностные факторы не получают вместилище, пациент 
вновь оказывается во власти переноса, а архетипические образы губят 
человеческое отношение к врачу. Психотерапевт оказывается спасителем или - 
проклятие ему - не оказывается, хотя и должен был оказаться. Но врач всего лишь 
человек, он не может быть ни спасителем, ни любым другим архетипическим образом 
из тех, что активизируются в бессознательном пациента. 
Вследствие огромной трудности и важности этой проблемы я разработал специальную 
методику восстановления спроецированных безличностных оценок. Методика весьма 
сложная и на прошлой лекции я кое о чем упоминал в связи с вышеприведенным сном.
 Когда бессознательное говорит, что под христианским храмом находится тайное 
помещение с золотым сосудом и золотым кинжалом, то оно не лжет. Бессознательное 
вообще не лжет, так как природно по сути своей. Природа же не лжет никогда. 
Есть золото, есть сокровище и величайшая цена за него. 
Располагай я большим времением, можно было бы продолжить эту тему и подробно 
рассказать о сокровищах и способах их сохранить. Это убедило бы в 
справедливости метода, позволяющего индивиду самому держаться вблизи своих 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-