|
К.Г.Юнг
О ПЕРЕРОЖДЕНИИ
Впервые напечатана как лекция "Die verchiedenen Aspekte der Wiedergeburt" в
Цюрихе в 1940 году. Переработана и издана как "Ueber Wiedergeburt" в
"Gestaltungen des Unbewussten" (Цюрих, 1950).
Перевод основан на последнем издании.
Понятие перерождения не всегда используется в одном и том же смысле. Так как
оно имеет разные аспекты, будет полезно рассмотреть его значения. К пяти формам
перерождения, которые я собираюсь перечислить, вероятно, можно добавить и
другие, если входить в д етали, но я полагаю, что мои определения охватывают по
крайней мере основные значения. Первая часть содержит краткий обзор разных форм
перевоплощения, а вторая - их разные психологические аспекты. В третьей части я
приведу пример мистерии перерождения из Корана
ФОРМЫ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ
Понятие перерождения не всегда используется в одном и том же смысле. Так как
оно имеет разные аспекты, будет полезно рассмотреть его значения. К пяти формам
перерождения, которые я собираюсь перечислить, вероятно, можно добавить и
другие, если входить в д етали, но я полагаю, что мои определения охватывают по
крайней мере основные значения. Первая часть содержит краткий обзор разных форм
перевоплощения, а вторая - их разные психологические аспекты. В третьей части я
приведу пример мистерии перерождения из Корана
1. Метемпсихоз. Первый из пяти видов перерождения, на который я хочу обратить
внимание, это метемпсихоз, или переселение душ. Согласно этому взгляду, жизнь
продолжается во времени, проходя через различные телесные существования или, с
другой точки зрения, существует одна линия жизни, прерываемая различными
перевоплощениями. Даже в буддизме, где эта доктрина имеет особую значимость -
сам Будда прошел через д л инную цепь таких воплощений, - не ясно, сохраняется
ли преемственность личности: это может быть лишь преемственность кармы. Ученики
Будды задавали ему этот вопрос в течение жизни, но он никогда не давал на него
определенного ответа[1]
2. Реинкарнация. Это понятие перевоплощения подразумевает обязательное
сохранение личности. Здесь человеческая личность рассматривается как имеющая
доступ к памяти, то есть, когда человек рождается, он способен припомнить, по
крайней мере потенциально, что он прожил в течение прошлых жизней, и эти
существования мыслятся как его собственные, то есть в настоящей жизни они имеют
ту же форму "я". Как правило, реинкарнация предполагает перерождение в
человеческом теле
3. Воскрешение. Это подразумевает восстановление человеческого тела после
смерти. Туда входит новый элемент: элемент изменения, превращения и
трансформации существования человека. Эта перемена может быть существенной ,
так как воскресший будет другим человеком, или несущественной, в том смысле,
что изменятся только общие условия существования, как если бы человек оказался
в другом месте или ином теле. Это может быть и плотское тело, как в
христианстве, которое подразумевает, что воскреснет то же тело. На более
высоком уровне этот процесс не понимается слишком материально: предполагается,
что воскрешение мертвых - это преображение corpus glorification, "тонкого тела"
в состояние нетленности
4. Возрождение (обновление). Четвертая форма подразумевает возрождение в
строгом смысле этого слова, то есть перерождение в рамках индивидуальной жизни.
Слово "возрождение" имеет специфическую окраску: оно означает идею обновления
или даже исправления магическими средствами. Возрождение может быть обновлением
безо всяких перемен в существовании, так что обновление личности меняет не ее
природу, но только ее функции, или части личности, ради исцеления, укрепления и
исправления. Таким образом, даже телесно больной может быть исцелен посредством
церемонии возрождения.
Другой аспект четвертой формы - это полная трансформация, то есть полное
перерождение индивидуальности. Здесь обновление подразумевает изменение
сущностной природы и может быть названо трансмутацией. Примеры, которые мы
можем упомянуть,- это трансформация смертного в бессмертное, телесного в
духовное и человеческого в божественное. Хорошо известные праобразы этой
перемены - это Преображение и Вознесение Христа или Успение Богоматери на
небесах после смерти в телесном облике. Подобные представления мы можем найти
во второй части "Фауста" Гёте, например, трансформация Фауста в мальчика, а
затем в доктора Мариануса
5. Участие в процессе трансформации. Пятая, и последняя, форма - это непрямое
перерождение. Здесь трансформация происходит не прямо - через переход сквозь
смерть и возрождение кого-либо, - а путем участия в процессе преобразования,
который воспринимается так, как если бы он происходил вне индивидуума. Другими
словами, человек становится свидетелем или участником некоего ритуала
трансформации. Этот ритуал может быть церемонией - такой, как церковная
литургия, где происходит перевоплощение субстанций. Через ритуал на индивидуума
снисходит божественная благодать. Подобные трансформации божества мы находим в
языческих мистериях; там посвящаемый также через опыт участия обретал дар
благодати, как мы знаем из Элевсинских мистерий. Рассматриваемый случай -
признание посвящаемого в Элевсинские мистерии, который благодарит за милость
приобщения к бессмертному дару.
В гимне Гомера Деметре мы читаем: "Благословен тот между людьми, кто видел эти
мистерии; но тот, кто был посвящен и участвовал в них, никогда не утратит
приобретенного в смерти, во тьме и во мраке" (стихи 480 - 482). А в Элевсинской
|
|