|
подчиненное положение. То же правило применимо к трем другим
функциям. Я объясню это с помощью диаграммы.
Расположим функции крестообразно (рис. 1) В центре поместим ЭГО (Е), которое
обладает определенной энергией. Эта энергия и есть сила воли. В случае
мыслительного типа эта сила может быть направлена к мышлению (Т). Тогда мы
должны расположить чувства (F) внизу, под Т, поскольку в этом случае F
подчиненная функция. Это следует из того, что когда вы думаете, то должны
исключить чувства, и наоборот. Когда вы думаете, оставьте ваши чувства и
чувственные оценки. Чувства наиболее разрушительны для ваших мыслей. Эти две
функции отрицают друг друга. То же происходит с ощущением (S) и интуицией (I).
Наблюдая за человеком в режиме ощущения, вы заметите, что его особенностью
является концентрация взгляда на каком-нибудь предмете, точке. Если же вы
проследите за выражением глаз человека интуитивного типа, то поймете - он не
смотрит, он окидывает взглядом предметы в поле своего зрения, выбирая один. Это
и есть предчувствие. Обладая интуицией, вы обычно не вдаетесь в детали,
стараясь воспринять ситуацию в целом, и тогда, внезапно, нечто вырисовывается
из этого целого. Если же ваша основная функция -ощущения, вы будете лишены
интуиции, только потому, что нельзя делать „два дела сразу". Это достаточно
сложно, поскольку принцип одной функции исключает действие другой. Именно
поэтому я и поместил их противоположно друг другу.
Итак, с помощью этой простой диаграммы вы можете прийти к важным выводам,
касающимся сознания. Например, если вы находите, что мышление сильно
дифференцированно, то оказывается, что чувства недифференцированны. Что это
значит? Означает ли это, что у таких людей нет чувств? Напротив. Они говорят:
„У меня сильные чувства. Я переполнен эмоциями. Я темпераментен". Эти люди во
власти своих эмоций, они пойманы эмоциями. Если вы, к примеру, изучаете частную
жизнь интеллектуала и хотите знать о его поведении дома, спросите об этом его
жену - она сможет рассказать вам презабавные истории! Чувствующий тип в
естественном состоянии никогда не будет утруждать себя мыслью. Мышление
возникает как следствие невротизирующего воздействия; в этом случае оно носит
навязчивый характер. Наш герой остается в норме, но он полон необычайными
идеями и убеждениями. Мышление захватило его и подчинило себе, и он не может
выпутаться из этого, поскольку его мысли неподвижны. С другой стороны,
интеллектуал, захваченный своими чувствами, говорит: „Я просто это чувствую", -
чему трудно возразить. Но когда он полностью погружен в свои эмоции, возникает
вопрос: „Сможет ли он оттуда выбраться?" Он не сможет до конца оправдать свои
чувства, если же это ему удается, он ощутит собственную неполноценность.
Подобное происходит с людьми, относящимися к интуитивному типу и типу
сенситивному. Интуитив всегда озабочен сущностью вещей; он обманывается в своих
представлениях о реальности; не использует предоставляемых ему возможностей.
Это человек, который возделывает поле и, не дождавшись созревшего урожая,
переходит на другое. За ним остается возделанное поле, впереди - новые надежды,
но из всего этого ничего не выходит. Сенситивный человек всегда остается в
данной реальности. Для него истинно то, что реально. Вспомните, что означает
реальное для интуитива: это неправда, этого не будет, будет что-то другое.
Когда же сенситивный человек не имеет своей реальности - четырех стен, в
которых он может жить, он болен. Дайте четыре стены интуитиву, и единственное,
что будет занимать его, как оттуда выбраться. Для него любая обусловленная
ситуация - это тюрьма, из которой необходимо в кратчайший срок выйти навстречу
новым возможностям.
Эти различия играют неоценимую роль в практической психологии. Не думайте, что
я раскладываю людей по полочкам, определяя: „Это интуитив, а это мыслительный
тип". Меня часто спрашивают: Не относится ли такой-то к мыслительному типу?" И
я отвечаю, что никогда об этом не думал, и на самом деле это так. Не имеет
смысла навешивать ярлыки, однако когда у вас есть большой эмпирический материал,
необходимы упорядоченные принципы для его классификации. Без преувеличения
скажу, что для меня крайне важно привести материал в порядок. Это особенно
может пригодиться, когда вы представляете кому-либо смущенных, обеспокоенных
пациентов, или представляете мужа жене, и наоборот. Всегда полезно иметь такие
объективные критерии, в противном случае все остается на уровне „он сказал -
она сказала".
Как правило, подчиненная функция не обладает свойствами сознательной
дифференцированной функции. Последняя, как правило, регулируется намерением и
волей. Если вы настоящий мыслитель, вы в состоянии направлять ваше мышление
волей, вы можете контролировать ваши мысли, говоря себе: „Я могу думать иначе,
думать обратное". Чувствующий тип никогда не сделает так, поскольку не может
отделаться от своих мыслей. Мысли владеют им, прельщают его, и - он боится их.
Его чувства архаичны, и он сам, как древний человек, - беспомощная жертва своих
эмоций. Именно по этой причине первобытный человек старался не тревожить чувств
своих соплеменников -это было опасно. Многие наши обычаи объясняются такой
„архаичной учтивостью": не принято, обмениваясь рукопожатием, держать другую
руку в кармане или за спиной. Вы должны показать, что в ваших руках нет оружия.
Восточное приветствие, поклон с воздетыми кверху руками, означает то же.
Преклоняясь к ногам другого, вы показываете свою полную беззащитность и полную
в него веру. Изучая поведенческие символы первобытных народов, вы поймете их
страх перед соплеменниками. Также мы боимся своих подчиненных функций.
Представьте типичного интеллектуала, который боится влюбиться. Вам его страх
покажется глупым, но, скорее всего, он прав.
Рис. 2. Эго.
Где гарантия того, что, влюбившись, он не наделает глупостей. И он наверняка
окажется в ловушке, его чувства среагируют именно на архаичный или опасный тип
женщин. Именно поэтому интеллектуалы склонны вступать в неравный брак. Они не
подозревают о своих арха
|
|