|
дной дамой лет 58 - тоже врачом - из США. Она
приехала в Цюрих в состоянии крайнего замешательства и находилась в таком
удрученном состоянии, что я вначале подумал, в себе ли она, но потом выяснил,
что ее помраченное состояние - результат аналитической процедуры. Дама
рассказала мне некоторые подробности, из коих стало совершенно ясно, что
подобного замешательства никогда бы не произошло, если бы психотерапевт был
нормальным человеком, а не мистиком-кудесником, сидящим рядом, полностью
бесстрастным, как бы нечаянно роняющим мудрость сверху, с высоты своего
положения. После общения с этим врачом дама окончательно растерялась и наделала
кучу глупостей. Когда она рассказала мне все . это, я, естественно,
отреагировал и, кажется, выругался. На что она вскочила со стула и воскликнула:
„До чего же вы эмоциональны!" - Я не скрыл удивления: „А что? Разве это
возбраняется?" -Вообще-то нет. Но вы же психотерапевт? - Да. Я
врач-психотерапевт. Но не стремлюсь скрывать свои эмоции. Вы что, думаете, что
я идиот или кататоник? - Но вам не положены эмоции? - Это вашему врачу не
положены, на что смею заметить - он полный дурак.
В этот момент для нее вся ситуация просветилась.
- Боже, - воскликнула она. - Теперь только я поняла, где я нахожусь. Я беседую
с нормальным человеком, у которого нормальные эмоции.
Моя реакция дала ей ориентацию. Поскольку дама относилась к чувственному, а не
к мыслительному типу, то нуждалась именно в подобной ориентации. А ее лечащим
психотерапевтом был мужчина, живший в интеллектуальной сфере и не имевший
потому возможности контактов с чувственной жизнью своих пациентов. Дама же была
высоко эмоциональной натурой, сангвиником; нуждалась в эмоциональных
переживаниях и чувственных жестах других людей, чтобы не ощутить собственного
одиночества. Иметь дело с чувственным типом и говорить исключительно на
интеллектуальные темы все равно, что интеллектуалу беседовать в компании
клоунов. Чувствуешь себя как на Северном полюсе, крайне потерянным, так как
тебя никто не понимает, никто не реагирует на твои высказывания. И люди могут
быть самыми замечательными - тем не менее все будет выглядеть по-дурацки,
поскольку они не будут соответствовать вашему психическому типу.
Необходимо всегда стараться отвечать людям в русле их ведущей психической
функции, иначе контакта не произойдет. Поэтому чтобы иметь возможность показать
пациентам, что их реакции достигают меня и воспринимаются мной, я сажусь
напротив, так, чтобы они могли прочесть эти реакции на моем лице и видеть, как
я их слушаю. Сидя же рядом с кушеткой, на которой расположился пациент, можно
было бы зевать, дремать, уходить в собственные мысли и вообще делать все, что
заблагорассудится. Пациенты меж тем оставались бы в автоэротическом и
изолированном состоянии, находиться в котором обычному человеку не совсем
удобно. Разумеется, готовься они к отшельничеству где-нибудь в Гималаях, тогда
другое дело.
Эмоции пациентов всегда отчасти заразительны, но они становятся чрезвычайно
заразительными в том случае, когда содержание, проецируемое пациентом на
психотерапевта, идентично с собственными бессознательными содержаниями врача. В
этом случае уже оба они погружаются в ту же самую темную дыру бессознательного
и делаются соучастниками. Данный феномен, как взаимоперенос, описан Фрейдом. Он
заключается во взаимном проецировании и совместной связи общим бессознательным.
Соучастие характеризует первобытную психологию, т. е. психологический уровень,
на котором отсутствует осознанное различие между субъектом и объектом. Общее
бессознательное, конечно, совершенно недопустимо в ситуации врач-пациент; все
ориентации при этом теряются, и конец такого лечения печален.
Но даже врачи-аналитики не бывают абсолютно совершенны, и может случиться, что
в некоторых отношениях они так или иначе строят свое поведение бессознательным
образом. Поэтому я давным-давно настаивал на анализе самих врачей-аналитиков: у
них должны быть свои духовные отцы и матери. Даже сам римский папа при всей
своей непогрешимости должен регулярно исповедоваться и не кардиналу, а простому
священнику. Если психотерапевт не столкнется объективно со своим
бессознательным, то нет гарантии, что рано или поздно пациент не попадет в
бессознательное психотерапевта. Возможно, многим известны пациенты, обладающие
дьявольской хитростью по нахождению слабой точки, беззащитного места в психике
врача. В эту точку они норовят спроецировать свое собственное бессознательное.
Некоторые обычно считают, что данное качество больше свойственно женщинам,-но
это не совсем так, мужчины делают то же самое. Они безошибочно выбирают то
место, где врач наиболее уязвим и склонен делать те же проекции, что и пациент.
В результате происходит соучастие, точное состояние „заражения" личности через
общее бессознательное.
Относительно переноса существует предубеждение, сложившееся у всех нас в
результате определения, данного Фрейдом. А именно, большинство склонно думать,
что мы имеем дело с эротическим переносом. Но мой опыт не подтверждает эту
теорию, согласно которой проецируются исключительно эротические содержания и
инфантильные переживания. Я же считаю, что проецируется масса вещей, и
эротический перенос лишь одна из возможных форм переноса. В человеческом
бессознательном существует множество других содержаний, также являющихся высоко
эмоциональными по природе, и они столь же прекрасно проецируются, как
сексуальность. Все активные содержания бессознательного имеют тенденцию
появляться в спроецированном виде. Это, скорее, даже правило, - сгруппированное
бессознательное содержание обнаруживает себя прежде всего в виде проекции.
Любой действующий архетип может обнаружиться в проекции, либо во внешней
ситуации, либо в людях, либо в обстоятельствах - короче, в любых объектах.
Существуют переносы на животных и на предметы.
Не так давно у меня б
|
|