|
стоящим на берегу. Это делалось, по всей
вероятности, с той же целью, что и в обряде aischologia, - обеспечить большее
плодородие земельных участков. Об этом можно прочесть у Геродота (2.60). В
южной Германии вплоть до XIX века для увеличения плодородия почвы крестьянин
каждый год брал жену на поле и совокуплялся с ней на борозде. Подобный ритуал
относится к симпатической магии.
Кувшин является сосудом, функция которого вмещать или получать, отсюда его
женское начало. Это символ пола, содержащего аниму, дыхание и живительную влагу
жизни; в то время как кинжал, обладая колющими, проникающими свойствами,
является мужским началом. Он режет, разделяет, расщепляет, следовательно
символизирует принцип мужского Логоса.
В разбирающемся сне кинжал оказывается ключом к Толедо. Идея ключа часто
связывалась с мистериями в пещере. В культе Митры существовал даже отдельный
бог, бог ключа Айон, существование его не объяснялось, но я думаю, понять это
нетрудно. Бога изображали в виде крылатого существа с мужским телом и головой
льва, обвитого змеей, возвышавшейся над его головой. Изображение его имеется в
Британском музее. Бог представляет Неопределенное время и Длящуюся вечность; он
является верховным богом в иерархии митраизма, созидающим и разрушающим все
существующее, в бергсонианском смысле творческое время (duree). Он же и Бог
солнца. Лев - зодиакальный знак, в котором солнце обитает летом, в то время как
змея символизирует зиму или влажный сезон. Поэтому Айон, львоголовый бог,
обвитый змеей, представляет также искомое единство противоположностей, свет и
тьму, мужское и женское, созидание и разрушение. Бог изображен со скрещенными
руками, держащими ключи. Это -ключи к прошлому и будущему.
Древние мистериальные культы всегда были связаны с помпезными божествами.
Некоторые из этих божеств снабжались ключами к подземному царству, потому как
являлись и хранителями врат к нему; они наблюдали за сошествием вниз, во тьму,
посвященных и управляли мистериями. Богиня Геката - одна из них.
В нашем сюжете ключ оказывается ключом к городу Толедо, поэтому рассмотрим
символический смысл Толедо и символику самого города. Являясь древней столицей
Испании, Толедо был сильно укреплен, что само по себе считалось идеалом
средневекового города: убежище и оплот, который невозможно сокрушить извне.
Феодальный город представлял некую целостность, замкнутую на самое себя;
несокрушимая и неподавляемая веками мощь. Поэтому город символизировал
целостность самого человека, символизировал установку, принцип целостности,
которая не может распасться.
Город, как синоним самости человека, его психической целостности, вообще говоря,
старый и хорошо известный образ. Например, в „Новых сказаниях" об Иисусе
читаем: „Город, построенный на вершине высокого храма на прочном фундаменте, не
может пасть или быть спрятанным". И: „Возжаждите поэтому познать самих себя, и
вы познаете, что вы дети Отца всемогущего; и вы познаете, что вы в городе Бога
и вы - сам город" (New Sayings of Jesus and Fragment of a Lost Gospel. Ed. by
Grenfell and Hunt. Pp. 36 and 15.). Существует Кептский трактат в Кодексе
Брусинауса (Brucinanus), в котором содержится идея единородного или
единственного сына Бога, который также есть Антропос, Человек. В трактате
назван город с четырьмя воротами. Город с четырьмя воротами символизирует идею
целостности; это индивид, обладающий четырьмя воротами в мир, четырьмя
психологическими функциями, так или иначе содержащимися в самости. Город с
четырьмя воротами - неразрушимая целостность самости - единство
бессознательного и сознания.
Таким образом, эти глубины, этот слой абсолютного бессознательного в нашем сне
содержит в то же время ключ к индивидуальной завершенности и целостности,
другими словами, к исцелению. Смысл слов „целое" и „целостность" означает
сделать святым или исцелить (ис-целить). Погружение в глубины приносит
исцеление.
Это путь к целостному бытию, к сокровищу, которое страждущее человечество вечно
ищет и которое находится в укромном месте, охраняемом ужасным дангером -
опасностью. Это место первичного бессознательного и одновременно место
исцеления и спасения, так как в нем содержится бриллиант целостности. Это
пещера, в которой обитает дракон хаоса и одновременно это неразрушимый город,
магический круг или temenos, священный предел, в котором соединяются все
разорванные части личности.
Использование магического круга, или мандалы, как его называют на Востоке, для
лечебных целей - идея архетипическая. Когда человек болен, индейцы пуэбло из
Нью-Мексики делают песочное изображение мандалы с четырьмя воротами. В центре
сооружают так называемый „потный дом", или лечебный вигвам, в котором пациент
подвергается потолечению. На полу вигвама нарисован другой магический круг,
помещенный в центре большой мандалы (Мандала - "круг", „диск" - один из
священных символов в буддизме, в мифологии индейцев пуэбло.), а посреди его
находится кувшин с целебной водой. Вода символизирует вход в подземный мир.
Процесс излечивания в данной церемонии явно аналогичен символизму, который
обнаруживается в коллективном бессознательном. Это процесс индивидуации,
идентификации с целостной личностью, с самостью (Самость - ключевой архетип в
аналитической психологии.). В христианском символизме целостность есть Христос,
и процесс состоит из imitatio Christi. Ворота заменены осями креста.
Змей из пещеры во сне оказывается другом В. С., героя ранних лет сновидца, в
которого он проецирует все идеалы, к каким стремился сам, и все добродетели,
которыми он вдохновлен. Этот юный друг в большой дружбе со змеем. Он - невинное
дитя, безвинен и еще не ведает конфликта. Поэтому он и обладает ключом к
Испании и имеет власть над всеми четырьмя воротами.
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ
Сегодня я буду говорить о психологии и о лечении переноса. Вначале следует
определить само понятие, чтобы было ясно, о чем пойдет речь. Вы знаете, что
слово „перенос" введено Фрейдом; оно явилось рабочим
|
|