|
разработанные системы психических пластов, локализаций сознания вверх от
области промежности до вершины головы. Эти центры, так называемые чакры, можно
найти не только в предписаниях и текстах йоги, - весьма сходные идеи
обнаруживаются в древних немецких алхимических книгах, явно не имеющих ничего
общего с йогой.
Важным фактом в области изучения сознания является то обстоятельство, что ничто
не может быть осознано без ЭГО, к которому стекается весь информационный поток.
Если „нечто" не связано с ЭГО, то это „нечто" и не осознается. Поэтому сознание
можно определить как связь психических факторов с ЭГО. Что же такое ЭГО? Это
комплекс данных, конструированный прежде всего общей осведомленностью
относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти; у
человека есть определенная идея о его прошлом бытии, определенные наборы
(серии) памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты ЭГО. Поэтому
можно назвать ЭГО комплексом психических факторов. Этот комплекс обладает
огромной энергией притяжения, как магнит; он притягивает содержания из
бессознательного, из этой темной неведомой области; он также притягивает
впечатления извне, и когда они входят в связь с ЭГО, то осознаются. Если же не
входят, то осознания не происходит.
Моя идея заключается в том, что ЭГО-это своего рода комплекс, который мы в себе
заботливо взращиваем. Он всегда в центре нашего внимания и наших желаний, он -
центр нашего сознания. Если ЭГО раскалывается, как это случается при шизофрении,
то рушатся все моральные критерии, теряется возможность сознательно
воспроизводить действия, так как центр расколот и определенные части психики
обращаются к одному фрагменту ЭГО, а остальные - к другому. Именно поэтому при
шизофрении вы часто можете наблюдать быструю трансформацию из одной личности в
другую.
В сознании можно различить ряд функций. Функции обеспечивают сознание
возможностью получать ориентиры из области эктопсихических и эндопсихических
факторов. То, что я понимаю под эктопсихикой, есть система связей между
содержанием сознания и фактами (данными), идущими из внешней среды. Это система
ориентации, которая имеет дело с внешними фактами, получаемыми мною посредством
органов чувств. Эндопсихика - это система связей между содержаниями сознания и
постулируемыми процессами в бессознательном.
Прежде всего мы коснемся эктопсихических функций.
А. Ощущения. Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют „la
fonction dureel", что составляет результат моей осведомленности о внешних
фактах, получаемых через функции моего сознания. Я думаю, что французский
термин наиболее исчерпывающий. Ощущения говорят мне, что нечто есть, они не
говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует.
Б. Мышление. Мышление, если спросить философа, представляет собой что-то очень
сложное, поэтому лучше его об этом никогда не спрашивать. Философ -
единственный человек, который не знает, что такое мышление. Все прочие знают.
Когда вы говорите человеку: „А теперь давай подумаем," - он точно знает, что
имеется в виду. Философ же никогда не знает. Мышление в своей простейшей форме
говорит, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие, ибо
мышление есть восприятие и суждение. (Германская психология называет это
апперцепцией).
В. Чувство. Здесь многие мыслящие люди смущаются, а иногда и сердятся, когда я
начинаю размышлять о чувстве, вероятно потому, что, по их мнению, я говорю при
этом ужасные вещи. Чувство с помощью определенных чувственных тонов информирует
нас о ценности вещей. Оно говорит субъекту, что тот или иной предмет стоит для
него, какую ценность он представляет. В согласии с этим феноменом невозможно
воспринять или помыслить о чем-либо без определенной чувственной реакции.
Субъект всегда находится в состоянии определенного чувственного тона настроения,
которые можно легко продемонстрировать в эксперименте. Что касается „ужасной
вещи" относительно чувства, так это то, что оно, как и мышление, функция
рациональная. По этому поводу все мыслящие люди убеждены абсолютно, что,
напротив, чувство в высшей степени иррационально. Здесь мне остается сказать:
потерпите немного и установите для себя ясным тот факт, что человек не может
быть совершенен во всех психических проявлениях. И если человек более
совершенен в мышлении, то ему явно недостает чувственности; эти два свойства
(функции) маскируют друг друга и тормозят. Поэтому, скажем, если вы желаете
размышлять бесстрастным образом - научно или философски, то должны избавиться
от каких-либо чувственных оценок. Очевидно, что пара объектов, рассмотренных с
чувственной точки зрения, будет различаться не только фактически, но и в
ценностном отношении. Оценки не являются якорями для интеллекта, но они
существуют, реализуясь как важная психологическая функция. И если вы хотите
иметь полную картину мира, то необходимо принять во внимание и оценки. Если
этого не сделать, то есть риск попасть в беду. Многие люди рассматривают
чувство как наиболее иррациональное психическое явление. Поэтому каждый убежден,
особенно в Англии, что следует контролировать свои чувства. Я вполне согласен
с тем, что это хорошая привычка, и восхищаюсь англичанами за эту их способность.
Но чувства все же существуют: я видел людей, которые великолепно управляются
со своими чувствами, и тем не менее последние их ужасно беспокоят.
Г. Интуиция. Ощущения говорят нам, что НЕЧТО существует. Мышление определяет
это НЕЧТО. Чувство информирует нас о его ценности. Предположим, имеется полная
картина мира, когда человек знает: вещь существует, что это за вещь, насколько
она ценна. Но есть еще другая категория-время. Вещи имеют свое прошлое и
будущее. Они откуда-то появляются, куда-то текут, и трудно уверенно сказать,
откуда они возникли и куда скроются: и все же при этом у человека есть некое
чувство, которое американцы называют (hunch) предчувствием. Допустим, вы
связаны с
|
|