Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
когда 
психическая жизнь индивидуума оказывается под угрозой. Из этого центра или ядра 
направляется (насколько нам известно) весь процесс формирования самосознания. 
При этом эго, судя по всему, выступает двойником или структурной парой 
первоначального центра.
 На этом раннем этапе многие дети серьезно пытаются найти в жизни какой-то 
смысл, чтобы справиться с хаосом, переполняющим их внутренний и внешний мир. 
Других влечет еще скрытый в подсознании поток унаследованных и инстинктивных 
архетипических стереотипов. Последних не интересует глубинное значение жизни, 
потому что их опыт любви, общения с природой, спортивных игр и работы и так 
удовлетворяет их своим непосредственным значением. Они вовсе не обязательно 
более поверхностны - обычно их несет по жизни с меньшими трениями и волнениями, 
чем более склонных к самоанализу сверстников.
 Аналогичным образом, если ехать на автомобиле или поезде, не выглядывая наружу,
 только моменты трогания, торможения и внезапные повороты дают понять, что вы 
вообще двигаетесь. Настоящий процесс индивидуации - осознанное взаимодействие 
со своим внутренним центром (психическим ядром) или Самостью - обычно 
начинается с ощущения душевной боли, сопровождаемой страданием. Такой начальный 
толчок подобен своего рода "призыву", хотя мы не часто понимаем это. Эго, 
напротив, воспринимает его как помеху своей воле или желанию, проецируя обычно 
источник помехи на какой-либо посторонний объект. Бог, материальные затруднения,
 начальник, супруг или что-то еще может оказаться для эго козлом отпущения. Или 
же внешне все выглядит благополучно, но в действительности человек изнывает от 
мертвенной скуки, опустошающей и лишающей смысла все вокруг. Многие мифы и 
сказки символически описывают эту начальную стадию процесса индивидуации под 
видом заболевшего или начавшего стареть короля. Читателю знакомы и такие 
типичные сюжетные приемы, как описание бесплодной королевской четы; чудовища, 
похитившего всех женщин, детей, лошадей и сокровища королевства; или демона, 
преграждающего путь армии короля или его кораблю; или тьмы, холода и засухи 
(наводнения), напавших на страну. Другими словами, первая встреча с Самостью 
выглядит подобно мрачной тени, нависшей над будущим. Словно "внутренний друг" 
пришел как охотник, чтобы заманить беспомощно борющееся эго в западню.
 Из мифов видно, что волшебная вещь или талисман, которые могут избавить короля 
и его страну от несчастья, всегда представляют из себя что-то весьма необычное. 
В одной сказке, чтобы вылечить короля, нужен "белый дрозд" или "рыба с золотым 
кольцом в жабрах". В другой король хочет заполучить "живую воду", или "три 
золотых волоска с головы дьявола", или "золотую косу царь-девицы" (а затем, 
естественно, и владелицу косы). Как бы то ни было, вещь, которая может изгнать 
дьявола, всегда уникальна, и найти ее непросто.
 То же самое происходит и с человеком при первом в его жизни кризисе. Он ищет 
нечто, что невозможно найти или о чем ничего не известно. В такие моменты 
совершенно бесполезны все добронамеренные и чуткие советы, призывающие 
постараться быть ответственнее, взять отгул, не надрываться на работе (или 
работать усерднее), больше или меньше контактировать с людьми, или придумать 
себе какое-нибудь хобби. Ни один из подобных советов не поможет или, в лучшем 
случае, поможет один из тысячи. Имеется, видимо, лишь один эффективный способ. 
Его суть в том, чтобы встретить приближающуюся темноту лицом к лицу, без 
предубеждения и совершенно искренне, и постараться понять, в чем се скрытая 
цель и что она хочет от вас.
 Потайная цель надвигающейся темноты обычно настолько необычна, уникальна и 
неожидаема, что разгадать ее удается, как правило, лишь через сновидения или 
фантазии, рождаемые подсознанием. Если сосредоточить свое внимание на 
подсознании, избегая скоропалительных суждений или неприятия, оно может 
выплеснуть в сознание поток символических образов и подсказок. Но так бывает не 
всегда. Иногда оно сначала предлагает серию болезненных открытий: что в вашем 
осознанном поведении и в вас самих не так. А затем начинается процесс усвоения 
горьких истин.
 
 Осознание тени
 Независимо от того, в какой форме впервые проявится подсознание: как проблеск 
познания или как горькое откровение - через некоторое время обычно возникает 
необходимость скорректировать осознанное поведение в соответствии с полученной 
информацией, то есть принять "критику" подсознания. Через сновидения человек 
знакомится с теми аспектами своей личности, на которые он предпочитал по 
различным причинам смотреть сквозь пальцы. Этот процесс Юнг назвал осознанием 
Тени (он использовал слово "тень" для обозначения этой части подсознания, 
потому что она довольно часто появляется в сновидениях в образе человека).
 Но Тень не представляет из себя подсознание целиком, а только неизвестные или 
мало известные свойства и признаки эго - те его аспекты, которые большей частью 
принадлежат к личностной сфере и вполне могли бы быть осознанными. Отдельные 
качества, присущие Тени, могут также складываться из коллективных влияний, 
приходящих из источников, лежащих за пределами личной жизни индивидуума.
 При попытке увидеть свою Тень человек начинает замечать у себя (к своему 
стыду) те качества и импульсы, наличие которых он обычно отрицает, хотя и 
различает у других: эгоизм, леность ума и небрежность мысли, прожектерство, 
безответственность и трусость, чрезмерная страсть к деньгам и вещам - одним 
словом, все те грешки, о которых раньше он думал: "Ерунда, никто этого не 
заметит и, вообще, кто не без греха".
 Если при попытке приятеля обвинить вас в допущенной ошибке, вы чувствуете, что 
выходите из себя, знайте, что это проявляется часть вашей Тени, которую вы не 
осознаете. Конечно, естественно испытывать раздражение, когда другие люди, 
ничуть не лучше вас, критикуют за свойственные Тени недостатки. Но что оста
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-