|
Юнг К.-Г.
ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Юнг К.-Г. Психология бессознательного. C. 103-114, 240-244, 246-249.
Здесь начинается еще один новый этап нашего познавательного процесса. Мы
продолжали аналитическое разложение инфантильных фантазий перенесения до тех
пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца
и мать, дядюшку, опекуна и учителя и как бы там еще ни назывались родительские
авторитеты. Однако, как вновь и вновь показывает опыт, возникают еще и другие
фантазии, представляющие врача даже как Спасителя или как богоподобное существо,
– разумеется, в полном противоречии со здравым рассудком сознания. Кроме того,
оказывается, что эти божественные атрибуты выходят за рамки христианского
мировоззрения, в атмосфере которого мы выросли, и принимают языческие очертания,
например нередко образы животных.
Перенесение само по себе есть не что иное, как некоторая проекция
бессознательных содержаний. Сначала проецируются так называемые поверхностные
содержания бессознательного, о чем можно узнать из снов, симптомов и фантазий.
В этом состоянии врач вызывает интерес в качестве возможного любовника (вроде
того молодого итальянца из нашей истории). Затем он выступает в большей степени
как отец: либо добродушный, либо, скажем, грозный, в соответствии с теми
качествами, которыми обладал в глазах пациента его действительный отец. Иногда
врач обретает для пациента и материнские черты, что выглядит уже несколько
странно, но все же находится в границах возможного. Все эти проекции фантазий
имеют своей основой личные воспоминания.
Наконец, могут появиться фантазии, выходящие за границы обычного. Врач
наделяется тогда довольно жуткими свойствами, выступая, скажем, в качестве
колдуна или демонического преступника или же в качестве олицетворения
соответствующего блага: как Спаситель. Или же он выступает как смешение обеих
сторон, Разумеется, он вовсе не обязательно предстает сознанию пациента в таком
виде, а просто на поверхность выступают фантазии, наделяющие врача такими
чертами. Таким пациентам часто очень трудно бывает понять, что фактически их
фантазии происходят от них самих и по сути дела не имеют ничего (или имеют
очень мало) общего с характером врача. Это заблуждение происходит оттого, что
для этого вида проекций отсутствуют личные базисные воспоминания. Можно при
случае доказать, что уже в определенном детском возрасте с отцом или матерью
были связаны подобные фантазии, для которых, однако, ни отец, ни мать на самом
деле не давали повода.
В одной своей небольшой работе Фрейд (Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da
Vinci, 1910.) показал, какое влияние оказал на Леонардо да Винчи в его
дальнейшей жизни тот факт, что у него было две матери. Факт наличия двух
матерей, или двоякого происхождения, был в случае Леонардо реальным, однако
подобное представление играло свою роль и у других людей искусства. Так, у
Бенвенуто Челлини была фантазия о двояком происхождении. Вообще она
представляет собой некоторый мифологический мотив. Многие герои имели в
сказаниях двух матерей. Фантазия эта имеет своим источником не тот, скажем,
действительный факт, что у героев было две матери, а есть общераспространенный,
"изначальный" образ, принадлежащий к тайнам истории человеческого духа и не
относящийся к сфере личных воспоминаний.
В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие
"изначальные" образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, т. е.
унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким
оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный
феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле в
одинаковых формах. Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные
оказываются в состоянии репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи,
которые нам известны из старинных текстов. Некоторые примеры такого рода я дал
в моей книге "Трансформации и символы либидо" (Новое издание: Symbole der
Wandlung, 1952. Ges. Werke, Bd. 5. ср. также Uber den Begriff des kolektiven
Unbewu(ten, 1936 Ges. Wегkе, Bd. 9.). Я тем самым отнюдь не утверждаю, что по
наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность
представления, а это большая разница.
Итак, на этой следующей стадии лечения, когда воспроизводятся фантазии, уже не
основывающиеся на личных воспоминаниях, речь идет о манифестациях более
глубокого слоя бессознательного, где дремлют общечеловеческие, изначальные
образы. Эти образы и мотивы я назвал архетипами (а также "доминантами") (Это
понятие разъясняется в следующих работах, из которых становится ясным и
дальнейшее его развитие: Symbole der Wandlung, 1952. Ges. Werke, Bd. 5;
Psychologische Typen, 1950, р. 567 ff. Ges. Werke, Bd. 6, Paragr. 759 ff. Ср.
в: Von den Wurzeln des Bewu(tseins, 1954, статьи: Uber die Archetypen des
kollektiven Unberwu(ten, р. 3 ff. Ueber den Archetypus mit besonderer Berucksi
chtigung des Animabegriffes, р. 57 ff. Die Psychologischen Aspekte des
MutterArchetypus, р. 87 ff. Ges. Werke, Bd. 9, I. In Kerenyi und Jung,
Einfuhrung in das Wesen der Mythologie, Zur Psychologie des Kind-Archetypus, р.
103 ff. Zum psychologischen Aspekt der Kore-Figur, р. 215 ff. Ges. Wеrke, Bd. 9,
I. Комментарий к: Wilhelm, Das Geheimnes derг goldenen Blute, 1929. Ges. Werke,
Bd. 13).
Это открытие означает дальнейший шаг вперед в развитии нашей концепции, а
именно признание наличия двух слоев в бессознательном. Дело в том, что мы
должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное.
Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное (Коллективное
бессознательное представляет собой объективно-психологическое, а личное
|
|