|
экспериментам по парапсихологии. Ярким тому примером служит зависимость ЭСВ от
эмоционального состояния экспериментатора и испытуемого. Поэтому я считаю своим
научным долгом дать наиболее полное описание результата и показать, как не
только статистический материал, но и психические процессы заинтересованных
сторон подверглись воздействию синхронистического феномена. Несмотря на то, что,
исходя из горького опыта, я проявил достаточную осторожность и дал посмотреть
свой первоначальный отчет (из швейцарского издания) четырем компетентным лицам,
среди которых были два математика, я слишком рано позволил себе успокоиться и
потерял бдительность.
Внесенные поправки ни в коей мере не меняют того факта, что максимальную
частоту присутствия продемонстрировали три классических лунных аспекта.
Для того, чтобы окончательно убедиться в случайной природе результата, я
предпринял еще один статистический эксперимент. Я сломал первоначальный и
случайный хронологический порядок и такое же случайное деление на три партии,
соединив первые 150 брачных пар с последними 150, причем последние я расположил
в обратном порядке; то есть верхний гороскоп одной стопки я соединил с нижним
гороскопом другой и продолжал в том же духе. Затем я разделил 300 брачных пар
на три группы по сто в каждой.
Результат исследования первой группы забавен, поскольку только у пятнадцати из
300 брачных пар не оказалась всех пятидесяти выбранных аспектов. Исследование
второй группы принесло две максимальные цифры, из которых вторая снова
представляет классическое соединение. Третья группа дала максимальный
показатель Луна - Асц., который мы уже знаем как третье "классическое"
соединение. Общий результат показывает, что другая расстановка брачных пар
наугад может дать результат, который будет отличаться от предыдущего общего
результата, но в котором по-прежнему будут присутствовать классические
соединения.
Результат нашего эксперимента совпадает с тем, что мы знаем о ворожейных
методах. Складывается впечатление, что эти и им подобные методы создают
благоприятные условия для появления "смысловых совпадений". Действительно,
проверить синхронистические феномены очень трудно, а подчас и невозможно. Тем
более следует высоко оценить достижения Рейна в демонстрации (на обычном
материале) совпадения психического состояния с соответствующим объективным
процессом. Несмотря на то, что статистической метод, в принципе, практически не
годится для оценки нестандартных событий, эксперименты Рейна, тем не менее,
выдержали сокрушительный удар статистики. Поэтому результаты этих экспериментов
должны приниматься в расчет всеми, кто исследует синхронистические феномены.
Принимая во внимание уравнивающее воздействие, какое статистический метод
оказывает на количественное определение синхронии, мы должны задаться вопросом,
каким образом Рейну удалось получить положительные результаты. Я утверждаю, что
ему ни за что не удалось бы получить таких результатов, если бы он проводил
свои эксперименты только с одним "объектом» и с очень немногими. Ему было нужно
постоянное возобновление интереса, эмоция, с характерным для нее abaissement
mental, который перевешивает чашу весов в пользу бессознательного. Только таким
образом можно до определенной степени релятивизировать пространство и время,
уменьшая, тем самым, шансы причинного процесса. Тогда происходит то, что
является своеобразным creatio ex nihilo, актом творчества, которому нельзя дать
причинное объяснение. Ворожейные методы своей эффективностью обязаны той же
самой связи с эмоциональностью: обращаясь к способностям бессознательного они
стимулируют интерес, любопытство, надежду и страх, что приводит к
соответствующему преимуществу бессознательного.
Эффективными (нуминозными) факторами, действующими в бессознательном, являются
архетипы. Подавляющее большинство спонтанных синхронистических феноменов из тех,
что мне довелось наблюдать и анализировать, были явно и непосредственно
связаны с архетипами. Это само по себе является непредставимым, психоидным
фактором коллективного бессознательного. Последнее не может быть локализовано,
потому что оно либо, в принципе, полностью присутствует в каждом индивиде, либо
повсеместно является одинаковым. Вы не можете с уверенностью сказать, что
процессы, которые вроде бы протекают в коллективном бессознательном данного
отдельного индивида, не происходят в других индивидах, организмах, вещах или
ситуациях.
Например, когда в мозгу Сведенборга возникла картина пожара в Стокгольме, там
действительно в это самое время бушевал настоящий пожар. Между этими двумя
событиями не имеется никакой доказуемой или даже мыслимой связи. Мне
определенно не хочется доказывать наличие здесь архетипической связи. Я бы
только указал на тот факт, что определенные моменты биографии Сведенборга
проливают яркий свет на его психическое состояние. Мы вынуждены предположить,
что имело место понижение порога сознания, в результате чего ему открылся
доступ к "абсолютному знанию". В определенном смысле стокгольмский пожар пылал
и в Сведенборге. Для бессознательной психе пространство и время взаимосвязаны;
то есть знание оказывается в континууме пространства-времени, в котором
пространство уже не пространство, а время уже не время. Стало быть, если
бессознательное может развивать или поддерживать свой потенциал в направлении
сознания, то возникает возможность восприятия (или "знания") параллельных
событий.
В сравнении с работой Рейна огромный недостаток моей астрологической статистики
заключается в том, что весь эксперимент был проведен только на одном испытуемом,
на мне самом. Я не экспериментировал с большим количеством испытуемых; мой (и
|
|