|
На вершине цивилизации, я не сомневаюсь, женщины с нежной душой доходят
до того, что испытывают физическое удовольствие только с мужчинами, которых
они любят [3]. Это полная противоположность дикарю. Но у цивилизованных
народов женщины пользуются досугом, а дикари так поглощены своими делами,
что им приходится обращаться со своими самками, как с вьючными животными.
Если самки многих животных более счастливы, то лишь потому, что самцы их
более обеспечены всем необходимым.
Но оставим леса и вернемся в Париж. Страстный человек видит в любимом
существе все совершенства; однако внимание его еще может рассеяться, ибо
душа пресыщается всем, что однообразно, даже полным счастьем [4].
Вот что происходит тогда для фиксации внимания:
6. Рождается сомнение.
После десяти-двенадцати взглядов или любого другого ряда действий,
которые могут продолжаться либо один миг, либо несколько дней, - действий,
сперва вселивших, а потом и укрепивших надежду, влюбленный, опомнившись
после первой минуты удивления и привыкнув к своему счастью или следуя
теории, всегда основывающейся на наиболее распространенных случаях и потому
касающейся лишь доступных женщин, влюбленный, говорю я, требует более
реальных доказательств и жаждет ускорить свое счастье.
Если он выказывает чрезмерную самоуверенность, ему противопоставляют
равнодушие [5], холодность или даже гнев; во Франции - легкую иронию,
которая как будто говорит: "Вам кажется, что вы достигли большего, чем это
есть на самом деле". Женщина ведет себя так либо потому, что она
пробуждается от мгновенного опьянения и повинуется стыдливости, либо потому,
что боится насилия, либо просто из осторожности или кокетства.
Влюбленный начинает сомневаться в счастье, казавшемся ему близким; он
строго пересматривает основания для надежды, которые ему чудились.
Он хочет вознаградить себя другими радостями жизни и обнаруживает их
исчезновение. Боязнь ужасного несчастья овладевает им, а вместе с этой
боязнью появляется и глубокое внимание.
7. Вторая кристаллизация.
Тогда начинается вторая кристаллизация, образующая в качестве алмазов
подтверждение мысли: "Она меня любит".
Каждую четверть часа ночи, наступающей после зарождения сомнений, пережив
минуту страшного горя, влюбленный говорит себе: "Да, она меня любит"; и
кристаллизация работает над открытием новых очарований; потом сомнение с
блуждающим взором овладевает им и резко останавливает его. Грудь его
забывает дышать; он спрашивает себя: "Но любит ли она меня?" Во время всех
этих мучительных и сладостных колебаний бедный влюбленный живо чувствует:
"Она дала бы мне наслаждение, которое может дать только она одна во всем
мире".
Именно очевидность этой истины, эта прогулка по самому краю ужасной
бездны и в то же время соприкосновение с полным счастьем дают такое
преимущество второй кристаллизации над первой.
Влюбленный непрерывно блуждает между тремя мыслями:
1. В ней все совершенства.
2. Она меня любит.
3. Как добиться от нее величайшего доказательства любви, какое только
возможно?
Самый мучительный миг еще молодой любви, когда влюбленный замечает, что
им сделано неправильное умозаключение и приходится разрушать целую гроздь
кристаллов.
Он начинает сомневаться в самой кристаллизации...
ГЛАВА IV
В душе совершенно незатронутой, у молодой девушки, живущей в уединенном
замке, в деревенской глуши, легкое удивление может перейти в легкий восторг,
и, если появится еще хоть самая незначительная надежда, она породит любовь и
кристаллизацию.
В этом случае любовь привлекает прежде всего своей занимательностью.
Удивлению и надежде сильнейшим образом способствует потребность в любви и
в тоске, свойственная шестнадцатилетнему возрасту. Достаточно известно, что
беспокойство в такие годы есть жажда любви и что отличительным признаком
этой жажды служит отсутствие чрезмерной взыскательности к происхождению
напитка, предложенного случаем.
Перечислим еще раз семь периодов любви; это:
1. Восхищение.
2. Какое наслаждение и т.д.
3. Надежда.
4. Любовь родилась.
5. Первая кристаллизация.
6. Появляются сомнения.
7. Вторая кристаллизация.
Может пройти год между N 1 и N 2.
Месяц - между N 2 и N 3; если надежда не спешит на помощь, человек
незаметно для себя отказывается от N 2, как от чего-то приносящего
несчастье.
Мгновение ока - между N 3 и N 4.
Промежутка между N 4 и N 5 нет. Их может разделять только наступившая
|
|