|
страх исчезнет
быстро и внезапно.
- Но не будет ли человек испуган снова, если с ним
случится что-либо новое?
- Нет, если человек однажды уничтожил страх, то он
свободен от него до конца своей жизни, потому что вместо
страха он приобрел ясность мысли, которая рассеивает страх.
К этому времени человек знает свои желания. Он может видеть
новые шаги в учении, и острая ясность мысли отражает все.
Человек чувствует, что нет ничего скрытого.
И таким образом он встречает своего второго врага:
ясность мысли, которую трудно достичь, она рассеивает страх,
но также ослепляет.
Она заставляет человека никогда не сомневаться в себе.
Она дает ему уверенность, что он может делать все, что ему
захочется, потому что он видит все ясно, насквозь.
И он мужественен потому, что он ясно видит. И он ни
перед чем не останавливается, потому что он ясно видит. Но
все это - ошибка. Это вроде чего-то неполного.
Если человек поддается этому мнимому могуществу, значит
он побежден своим вторым врагом и будет топтаться в учении.
Он будет бросаться, когда надо быть терпеливым, или он
будет терпелив тогда, когда следует спешить.
И он будет топтаться в учении, пока не выдохнется,
неспособный научиться чему-нибудь еще.
- Что случится с человеком, который побежден таким
способом, дон Хуан? Он что, в результате умрет?
- Нет, не умрет. Его второй враг просто остановил его
на месте и охладил от попыток стать человеком знания. Вместо
этого он может стать непобедимым воином или шутом. Но
ясность мысли, за которую он так дорого заплатил, никогда не
сменится на тьму или страх снова. Он будет ясно видеть до
конца своих дней, но он никогда не будет больше учиться
чему-либо или усваивать что-либо.
- Но что же он должен делать, чтобы избежать поражения?
- Он должен делать то же самое, что он сделал со
страхом. Он должен победить свою ясность мысли и
использовать ее лишь для того, чтобы видеть и терпеливо
ждать, и тщательно замерять и взвешивать все прежде, чем
сделать новый шаг.
И главное, он должен думать, что ясность его мысли
почти ошибка.
И придет момент, когда он будет видеть, что его ясность
мысли была лишь точкой опоры перед глазами.
И, таком образом, он одолеет своего второго природного
врага и пребудет в положении, где ничего уже не сможет
повредить ему. Это не будет ошибкой. Это не будет точкой
перед глазами. Это будет действительно сила.
В этом месте он будет знать, что могущество, за которым
он так долго гонялся, наконец, принадлежит ему. Он сможет
делать с ним все, что захочет. Его о_л_л_и в его
подчинении. Его желание - закон. Он видит все, что вокруг
него. Но он также наткнулся на своего третьего врага:
могущество.
Сила - самый сильный из всех врагов. И естественно,
самое легкое, это сдаться. В конце концов человек
дествительно неуязвим. Он командует: он начинает с того.
Человек на этой стадии едва ли замечает своего третьего
врага, надвигающегося на него. И внезапно, сам того не
заметив, он проигрывает битву.
Его враг превратил его в жестокого капризного человека.
- Потеряет ли он свою силу?
- Нет. Он никогда не потеряет ни своей ясности мысли,
ни своей силы.
- Что же тогда будет отличать его от человека знания?
- Человек, побежденный могуществом, умирает, так и не
узнав в действительности, как с этим могуществом обращаться.
- Сила - лишь груз и его судьба. Такой человек ничему
не подчинен и не может сказать, когда или как использовать
свою силу.
- Является ли поражение от какого-нибудь из врагов
окончательным поражением?
- Конечно, оно окончательно.
- Когда какой-нибудь из этих врагов пересилил человека,
то тому уже ничего нельзя сделать.
- Возможно ли, например, что человек, побежденный
силой, увидит свою ошибку и исправит свой путь?
- Нет, если человек раз сдался, то с ним покончено.
- Но что, если он лишь временно был ослеплен силой, а
затем отказался от нее?
- Это значит, что его битва все еще не проиграна и
продолжается; это означает, что он все еще пытается стать
человеком знания. Человек побежден лишь тогда, когда он
больше не пытается и покинет самого себя.
- Но тогда, дон Хуан, возможно, что человек, уйдя в
страх,
|
|