|
любое время. Другими словами, новая проблема такова: что создает видимость
плотности, отдельности и индивидуальности в пустой по существу и нематериальной
Вселенной, истинная природа которой - нераздельное единство? Трансперсональные
переживания, преодолевающие пространственные барьеры, вполне согласуются с
теорией информации и теорией систем
Этот подход тоже дает картину мира, в котором границы произвольны,
плотной материи не существует, а самую главную роль играет паттерн
Хотя проблема сознания не обсуждается здесь явно, допустимо говорить о
ментальных процессах у клеток, органов, низших организмов, растений,
экологических систем, социальных групп или всей планеты
Что касается переживаний, включающих трансценденцию временных барьеров,
единственной интерпретацией механистической науки является запись событий
прошлого на материальный субстрат центральной нервной системы, т.е.
генетическое кодирование. Вероятно, такую точку
зрения можно допустить с большой натяжкой в отношении некоторых переживаний
прошлого - эмбрионального опыта, памяти предков, расовых и филогенетических
переживаний. Но полным абсурдом в этом контексте стало бы рассмотрение
переживаний, воспроизводящих исторические эпизоды, с которыми индивид не связан
никакой биологической линией, например, элементов юнговского коллективного
бессознательного из иных расовых культур или опыта прошлых воплощений. То же
верно и для периодов времени до возникновения центральной нервной системы,
жизни, планеты или Солнечной системы. Любые переживания будущих событий также
необъяснимы, поскольку будущее еще не произошло
Современная физика предлагает некоторые удивительные возможности
объяснения, основанные на более широком понимании природы времени
Эйнштейновская теория относительности, заменившая трехмерное
пространство и линейное время концепцией четырехмерного континуума
пространства-времени, дает интересную возможность для понимания некоторых
трансперсональных переживаний, касающихся других исторических периодов.
Специальная теория относительности при определенных обстоятельствах допускает
обратный ход времени. В современной физике все более привычным становится
рассматривать время как двунаправленную - вперед и назад - сущность. Так,
например, в физике высоких энергий при интерпретации пространственно-временных
диаграмм (диаграмм Фейнмана) движение частиц во времени вперед равносильно
движению соответствующих античастиц в обратном направлении
В размышлениях, представленных в работе "Геометродинамика" Джон Уилер
устанавливает в физическом мире параллели тому, что происходит эмпирически при
некоторых необычных состояниях сознания (Wheeler, 1962). Понятие Уилера о
гиперпространстве теоретически допускает моментальные связи между элементами
пространства без эйнштейновского ограничения скорости света. Экстраординарные
изменения пространства-времени, материи и причинности, постулируемые теорией
относительности в связи со сжатием звезд и черными дырами, также имеют свои
параллели с переживаниями в необычных состояниях сознания
Хотя в настоящее время невозможно прямым и понятным способом связать
понятия современной физики с исследованиями сознания, эти параллели
поразительны. Если учесть, в каких необычных концепциях нуждаются физики, чтобы
объяснить результаты наблюдений на простейшем из всех уровней реальности,
становится очевидной бессмысленность попыток механистической психологии
отрицать явления, которые конфликтуют со скучным здравым смыслом или не
прослеживаются вспять до таких заметных событий прошлого, как обрезание или
приучение к туалету
По контрасту с описанными выше явлениями категория трансперсональных
переживаний, содержанию которых нет параллелей в материальной реальности, явно
находится за пределами возможностей физики. Тем не менее фундаментальное
различие между их статусом в ньютоно-картезианской парадигме и в современном
мировоззрении все- таки есть. По механистической модели, Вселенная состоит из
громадного числа материальных частиц и объектов. Существование нематериальных
сущностей, не наблюдаемое, не улавливаемое обычными средствами и в обычном
состоянии сознания, принципиально отрицается. Переживания, связанные с этими
сущностями, неизбежно будут отнесены к миру измененных состояний сознания и
галлюцинаций, а философски будут интерпретированы как искажения реальности,
возникающие каким-то образом в сенсорном восприятии "объективно существующих
элементов"
В современном мировоззрении даже материальные составляющие мира могут
быть прослежены до абстрактных паттернов и до "динамического вакуума"
В единой сети Вселенной любые структуры, формы и разграничения предельно
произвольны, а форма и пустота - относительные понятия
Вселенная с такого рода свойствами в принципе не исключает возможность
сущностей любой величины и с любыми характеристиками, в том числе
мифологических и архетипических форм. В мире вибраций избирательная настройка
на связные и всеохватывающие системы информации была успешно отработана для
радио и телевидения
Мы уже отмечали, что трансперсональные переживания часто имеют глубокую
смысловую связь с паттернами событий во внешнем мире, которую не объяснить в
терминах линейной причинности. Карл Густав Юнг (Jung, 1960) наблюдал в своей
клинической работе много таких потрясающих совпадений; для их объяснения он
постулировал существование акаузального связующего принципа, который он назвал
синхронностью
По его определению синхронность вступает в силу, когда "определенное
психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними
|
|