|
отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные
последовательности, интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения
или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании или играть в нем
важную роль. Способность к формированию понятий может подвергаться при этом
сильному воздействию, а интеллект может создавать интерпретации
действительности, не свойственные данному человеку в обычном состоянии сознания.
Описание существенных эмпирических элементов необычных состояний сознания было
бы не полным без упоминания целого диапазона мощных эмоций, которые являются их
стандартными компонентами
У многих психоделических переживаний есть одно общее качество, присущее
и повседневной жизни с ее последовательными событиями, происходящими в
трехмерном пространстве и линейном времени
Однако, так же типичны и доступны дополнительные измерения и
эмпирические альтернативы. Психоделическое состояние несет в себе
многоуровневое и многомерное качество, и ньютоно-картезианские
последовательности внутренних событий кажутся произвольными вставками в сложном
континууме беспредельных возможностей. В то же время, они обладают всеми
характеристиками, которые мы ассоциируем с восприятием материального мира
"объективной реальности"
Хотя участники ЛСД-сеансов часто говорят об образах, у этих образов нет
качества застывших фотографий. Они находятся в постоянном динамическом движении
и обычно передают некие драматические события и действия. Но и термин
"внутреннее кино", который так часто возникает в отчетах об ЛСД-сеансах, не
вполне верно описывает их природу. В кинематографии трехмерность сцены
искусственно имитируется движением камеры. Восприятие пространства должно
вычитываться из двухмерного показа, и, в конечном итоге, оно зависит от
интерпретации зрителя
А психоделические видения действительно трехмерны и обладают всеми
качествами обыденного восприятия (по меньшей мере, могут их иметь при некоторых
типах ЛСД-переживаний). Они кажутся происходящими в определенном месте и могут
восприниматься с различных направлений и углов при достаточно четком параллаксе.
Возможны укрупнение изображения и выборочный фокус на различных уровнях и
планах эмпирического континуума, восприятие или реконструкция тонкого строения,
зрение через прозрачную среду представляемых объектов - таких, как клетка, тело
эмбриона, части растения или драгоценного камня. Произвольный сдвиг фокуса
является только одним из механизмов стирания и прояснения образов. Картины
также могут проясняться, когда устранены искажения, вызванные страхом, защитой
и сопротивлением, или когда содержанию позволено развиваться в континууме
линейного времени
Важной характеристикой психоделического переживания является
трансцендирование пространства и времени, когда линейный континуум между
микрокосмическим миром и макрокосмом, который кажется абсолютно обязательным в
обычном состоянии сознания, как бы не принимается во внимание. Размер
воспринимаемых объектов покрывает весь возможный диапазон - от атомов, молекул
и отдельных клеток до гигантских небесных тел, солнечных систем и галактик.
Явления из "зоны средних измерений", непосредственно ощущаемые нашими органами
восприятия, оказываются в том же эмпирическом континууме, что и те, для
восприятия которых обычно требуется такая сложная технология, как микроскопы и
телескопы. С эмпирической точки зрения, различие между микрокосмом и
макрокосмом произвольно: они могут сосуществовать в одном и том же переживании
и взаимозаменяться. Участник ЛСД-сеанса может ощущать себя единичной клеткой,
эмбрионом и галактикой, и эти три состояния могут возникнуть одновременно или
поочередно из-за простого сдвига фокуса
Подобным же образом в необычных состояниях сознания трансцендируется
линейность временных последовательностей. В одно и то же время могут возникать
сцены из разных исторических контекстов, они могут выглядеть значимо связанными
между собой по эмпирическим характеристикам
Так, травматические переживания из детства, болезненный эпизод
биологического рождения и то, что представляется памятью трагических событий из
предыдущих воплощений, могут возникнуть одновременно как части одной сложной
эмпирической картины. И снова у человека есть выбор избирательного
фокусирования; он может остановиться на любой из этих сцен. Переживать их все
одновременно или воспринимать попеременно, открывая для себя смысловые связи
между ними
Линейный временной интервал, господствующий в повседневном опыте, не
имеет здесь значения, и события из различных исторических контекстов появляются
группами, если в них присутствует один и тот же тип сильной эмоции или
интенсивного телесного ощущения
Психоделические состояния предлагают множество эмпирических альтернатив
линейному времени и трехмерному пространству, которые характеризуют наше
повседневное существование. События из недавнего и отдаленного прошлого или из
будущего могут переживаться в неординарных состояниях с такой живостью и такой
сложностью, которые по вседневное сознание способно фиксировать только в
настоящем моменте. В каких- то психоделических переживаниях время кажется
замедленным или необычайно ускоренным, в других течет в обратную сторону или
полностью трансцендируется и прекращает течение. Оно может выглядеть идущим по
кругу или кругообразно и линейно сразу, может следовать по спиральной
траектории или по своеобразным рисункам отклонения и искажения
Довольно часто время трансцендируется как самостоятельное измерение и
приобретает пространственные характеристики: прошлое, настоящее и будущее
|
|