|
в природных катастрофах, электромагнитных бурях, землетрясениях, ураганах и
извержениях вулканов.
Столь же часто встречается отождествление с определенными материалами -
алмазами и другими драгоценными камнями, кристаллами кварца, янтарем, гранитом,
железом, сталъю, ртутью, серебром и золотом. Эти переживания могут
распространятъся на микромир и касаться динамической структуры молекул и атомов,
броуновского движения, межатомных связей и даже электромагнитных сил и
субатомных частиц.
В некоторых случаях испытуемые переживают отождествление со сложными
продуктами современной технологии - реактивными двигателями, ракетами и
космическими кораблями, лазерами, компьютерами. В таких случаях образ тела
обретает все качества соответствующих материалов и процессов, так что это
становится сложным сознательным переживанием. Повидимому, любой процесс во
Вселенной, который можно наблюдать объективно в обычном состоянии сознания,
имеет свое субъективное эмпирическое соответствие в холотропной модальности.
Переживания такого рода показывают, что сознание и творческий разум не
являются продуктами неодушевленной материи, но играют решающую роль в самой
основе существования. Это представление все в большей мере подкрепляется
современными исследованиями в таких областях науки, как физика элементарных
частиц, астрофизика, биология, термодинамика, теория систем, теория информации
и т.д.
Особенно интересно то, что эмпирическое отождествление с неорганическим
миром не ограничивается чисто познавательными аспектами, а часто имеет
определенные духовные качества. Отождествление с водой может переживаться как
состояние сознания, характеризующееся вневременностью, текучестью, растворением
-границ, спокойной непритязательной силой, очищением и парадоксальным
сочетанием неизменности и динамических перемен.
Огонь также может переживаться как духовная сила пугающей мощи, способная
творить и разрушать, трансформировать твердые формы в энергию, создавать
удобства и питать, так же как угрожать и наносить ущерб, и потенциально -
очищать. Элемент огня, в особенности в виде Солнца, часто переживается как
лрямое проявление космической творческой силы во Вселенной, наиболее
непосредственное проявление божественного в феноменальном мире.
В соответствии с представлениями многих мистических систем разных времен
переживания, связанные с различными драгоценными камнями и металлами, в
особенности с алмазами и золотом, соответствуют высокодуховным состояниям,
характеризующимся абсолютной чистотой, устйчивостью и особым сиянием. Эти
образы часто появляются в связи с архетипическими видениями Рая, небес или
небесных городов. Известная беседа Олдоса Хаксли "Переживания визионера", в
которой он спрашивает, почему драгоценные камни драгоценны (Н их1е у, 1983),
хорошо выражает эту сторону дела. Его ответ состоит в том, что ценность,
которую мы приписываем драгоценным камням и металлам, основана на том факте,
что они являются суррогатами мистических переживаний. Для повседневного
сознания они представляют собой наиболее полное возможное приближение к
определенным эмпирическим характеристикам визионерских состояний.
Эмпирическое отождествление с неорганической материей часто сопровождается
прозрениями философской, мифологической, религиозной или мистической природы.
Соответствие между переживаниями неорганического мира и духовными состояниями
может привести к совершенно новому пониманию анимизма и пантеизма,
средневековой алхимии, гомеопатии, учений о четырех или пяти элементах,
содержащихся в греческой философии, китайской медицине и тантрических рукописях,
а также многих других древних и восточных учениях.
Людям, которые пережили отождествление с водой, легко понять, почему она
имеет столь большое значение в даосизме и так часто используется в виде
духовной метафоры. На основе глубокого личного переживания также легко понять,
почему Солнце почиталось во многих культурах в качестве бога или почему вулканы
воспринимались как божества творения и разрушения. Глубокое отождествление с
гранитом может привести к пониманию того, почему индусы считают Гималаи
склонившимся Шивой или почему многие культуры создают гигантские гранитные
скульптуры.
На более глубоком уровне появляются не образы богов или идолов, а сами
божества. Состояния сознания, связанные с этими материалами, -
недифференцированность, невозмутимость, неизменность и вневременность - и есть
истинное божество. Оно почитается потому, что резко отличается от текучих,
подвижных и неустойчивых состояний сознания, характеризуюших обычное
человеческое существование и мир биологии. Важность того, что время различно в
различных областях феноменального мира, в последнее время подчеркивают Илья
Пригожин (Prigogine and Stengers, 1984) и Эрик Янч (Jantsch, 1980).
Я проиллюстрирую этот интересный тип переживаний отчетом о сеансе со 150
миллиграммами кеталара (кетамина), диссоциативного анестетика, используемого в
хирургии и ветеринарии, в связи с которым особенно часто встречаются
эмпирические отождествления с неорганической материей.
Атмосфера была темной, тяжелой и зловещей. Она казалась токсичной и
ядовитой в химическом смысле, но также опасной и злой в метафизическом смысле.
Я понял, что становлюсь НЕФТЬЮ, наполняя немыслимо огромные пустоты под землей.
Я полон интереснейших прозрений относительно химии, геологии, биологии,
психологии, мифологии, экономики и политики Ь области нефти.
Я понимаю, что нефть - гигантские залежи минерализованных жиров
биологического происхождения - избежала принудительного цикла смерти и рождения,
которому подвержен мир живой материи. Однако смерти не удалось избежать
|
|