|
существования и слиться с бытием вселенского сознания. Высшей точкой здесь
является ощущение себя как Ничто, таинственная исконная пустота и
"ничегошность", содержащая в зародышевой форме все существование.
Активизация и раскрытие трансперсональной области в подсознании
умирающих может иметь далеко идущие последствия для их представлений о
смерти, отношения к грозящей ситуации, а также способности принять факт
физической смертности. Различные типы трансперсональных переживаний имеют
особое, личное значение для людей, соприкасающихся со смертью. В тот момент,
когда данные переживания достигают уровня осознания и интегрируются психикой
индивида, как правило, происходит резкое переосмысление его взглядов на
параметры человеческого
сознания, фундаментальные законы психики и природу человека. Те, кто
считает себя ничтожной и бренной пылинкой в безмерном космосе, начинают
допускать возможность сопоставимости параметров их собственной жизни с
макро- и микрокосмом. При подобном подходе сознание выступает в качестве
ведущей характеристики существования, предшествующей материи и
главенствующей над ней, а не являющейся продуктом физиологических процессов,
происходящих в мозгу. Представляется вполне вероятным, что сознание и
самосознание в значительной степени независимы от грубой материи тела и
мозга и продолжат свое существование после момента физической кончины. Эта
альтернатива испытана способом, столь же сложным, четким и доказательным,
как и восприятие реальности в обычном состоянии сознания. Трансцендентальное
воздействие подобных переживаний обычно бывает сильнее для тех, кто до
своего вступления в трансперсональные сферы пережили смерть и возрождение
эго. Память о том, что сознание возродилось незатронутым из того, что
представлялось окончательным уничтожением, образует мощный эмоциональный и
обучающий блок, способствующий пониманию процесса действительной смерти.
Возможность полноценного сознательного восстановления сцен из жизни
далеких человеческих и даже животных предков, наряду с четким переживанием
сложных расовых и коллективных воспоминаний могут привести к появлению
стойкого ощущения, что время является относительной и произвольной
концепцией, которая может быть превзойдена. Существование переживаний
двойного и группового сознания, а также отождествление с растениями,
животными или сознанием неорганической материи, предполагают, что
пространственные рамки, ограничивающие людей в пределах их физических тел,
не действуют в области духа. В ходе психоделических сеансов все элементы
Вселенной в ее нынешней и когда-либо существовавшей формах могут быть
сознательно пережиты индивидом.
Не удивительно, что на основании подобного рода предположений лица,
принимавшие ЛСД, часто приходят к выводу об отсутствии истинных границ между
ними и остальным миром. Им все представляется частью единого поля
космической энергии, и их собственные границы идентичны границам самого
существования. С этой точки зрения различие между обычным и священным
исчезает, а человек, который в сущности и есть весь мир, --
освящается. Мир представляется как вечно разыгрываемая драма, состоящая
из бесконечных приключений сознания, в духе индуистского понятия лила, то
есть божественная игра. На фоне подобной бесконечно сложной и вечной
космической драмы факт неизбежной индивидуальной гибели, видимо, теряет весь
свой трагизм.
В данной ситуации исчезает привычное восприятие смерти как конца всего,
как крайней формы катастрофы. Отныне кончина понимается как движение в сфере
сознания, переход на другой уровень или в иную форму жизни. Для испытавших
космическое и метакосмическое Ничто само существование может показаться
относительным. Подобно тому, как это принято в буддизме, они способны
воспринимать форму как пустоту и пустоту как форму и в состоянии наблюдать
развертывание личных судеб с глубокой вовлеченностью и одновременно с
полнейшим философским и духовным бесстрастием. Такое отношение к событиям в
мире феноменов сравнивалось лицами, принимавшими ЛСД, с присутствием на
необычном спектакле или с просмотром фильма. Этот подход дает человеку
возможность полноценно участвовать во всех эмпирических особенностях
жизненной драмы с ее бесчисленными нюансами. Однако, когда эмоциональное
воздействие ситуации становится непреодолимым, есть возможность перейти на
точку зрения "как бы" -- к высокой степени абстрагирования, при котором
последовательность и содержание событий не являются окончательно реальными.
Существует разительное сходство между подобным подходом к миру феноменов,
каким мы его знаем в повседневной жизни, и индуистской концепцией майи,
согласно которой объективная реальность является особой формой
метафизической иллюзии или даже бреда.
Другая категория трансперсонального постижения, имеющая самое прямое
отношение к умирающим, -- открытие существования закона кармы и
инкарнационных переживаний. Иногда это происходит в самой общей форме,
например, когда люди видят развитие жизни в категориях бесконечных циклов
смертей и возрождений, управляемых законом кармы. При других обстоятельствах
такие переживания являются более конкретными и изображают цепь
последовательных воплощений. Люди могут столкнуться с вероятностью того, что
они жили уже множество раз до нынешнего воплощения и что их карма потребует
|
|