|
весьма частое для психоделических сеансов умирающих. На материале
воспоминаний о прошлых физических страданиях и случаях серьезной угрозы
жизни они нередко осмысливают проблемы диагноза, прогноза, боли, агонии, а
также неизбежности смерти.
Пережитые раковыми больными в ходе психоделической терапии эпизоды
психодинамического характера могут оказать весьма благотворное воздействие
на различные эмоциональные расстройства, связанные с основным заболеванием.
Временное или стойкое улучшение, наступающее после таких сеансов, выражается
в уменьшении чувства подавленности, снижении уровня напряженности, общей
тревожности, бессонницы и ухода в себя. Острые физические боли, не
поддававшиеся воздействию наркотиков, иногда резко облегчались или даже
проходили в результате сеанса, в котором превалировали переживания
психодинамического типа.
Перинатальные переживания в сеансах ЛСД-терапии
Важнейшая общая черта переживаний перинатального типа -- акцент на
проблемах биологического рождения, физической боли, агонии, болезней,
одряхления, старения, умирания и смерти. Соприкосновение со страданием и
смертью на перинатальном уровне принимает форму глубокого личного опыта
переживания кончины. Осознание смерти, происходящее в данной ситуации,
передается не только символическими средствами. Особые эсхатологические
размышления и такие натуралистические видения умирающих, как расчленение
трупов, гробы, кладбища, катафалки, похоронные процессии оказываются
характерными сопутствующими компонентами переживания, связанного со смертью.
Однако его основой является крайне реальное ощущение острого биологического
кризиса, и оно часто принимается за настоящее умирание. В подобной ситуации
нередко случается, что индивид утрачивает понимание психоделического сеанса,
как символического переживания, и ему начинает казаться, что кончина уже
неизбежна. Переживание смерти-возрождения на перинатальном
уровне -- очень сложный процесс, затрагивающий не только биологический,
эмоциональный и интеллектуальный, но и философский и духовный аспекты.
Потрясающие соприкосновения с этими фундаментальными сторонами
человеческого опыта, наряду с глубоким осознанием уязвимой и бренной природы
человека, как биологической машины, имеют два важных последствия. Первое из
них -- глубокий кризис существования, заставляющий индивида серьезно
задуматься над смыслом своего бытия и всех жизненных ценностей. Через
подобные переживания он приходит к пониманию того, что независимо от
характера деятельности в реальном мире, невозможно избежать наступления
физической смерти. Человеческим существам придется покинуть этот мир,
лишившись всего, что они накопили и чего добились. Такой онтологический
кризис, как правило, приводит к кристаллизации основных ценностей. Земные
цели, стремление к соперничеству, желание завоевать некое положение, силу,
славу, уважение и завладеть чем бы то ни было, -- все это обычно не
выдерживает сравнения с перспективой неизбежности наступления конца жизни в
виде полного биологического уничтожения.
Другое важное последствие соприкосновения с явлением смерти (часто
эмоционально и физически весьма болезненного) -- открытие религиозных и
духовных областей, которые, судя по всему, есть неотъемлемая часть
человеческой личности и не зависят от характера культурного и религиозного
воспитания индивида. Единственный способ преодолеть известную
двусмысленность существования -- трансцендентность. Кризис разрешается,
когда люди отыскивают для себя ориентиры вне узких рамок физического
организма и вне ограничений продолжительности собственной жизни. Нам
представляется, что у каждого, кто пережил соприкосновение с этими уровнями,
развивается бесспорное понимание абсолютной и естественной принадлежности
духовного мира общему порядку вещей.
Каким-то не совсем ясным на данной стадии исследований образом
описанные выше переживания связаны с обстоятельствами биологического
рождения. Люди, принимающие ЛСД, зачастую относятся к, ощущаемому ими ряду
последовательных ситуаций агонии, смерти, рождения (или воскресения), столь
характерных для данной области, как к переживанию действительно имевших
место биологических родовых травм. Другие не проводят
такой четкой связи и рационализируют свой опыт соприкосновения с
кончиной, а также переживание смерти-возрождения целиком в философских и
духовных категориях Но даже в этой последней группе перинатальные
переживания довольно регулярно сопровождаются комплексом физических
симптомов, которые легче всего истолковать, как относящиеся к биологическим
родам. Они включают в себя разнообразные ощущения физической боли,
проявляющейся в различных частях тела, ощущение давления, чувство удушья,
резкие изменения окраски кожи, тремор, приступообразные подергивания,
нарушения в работе сердца, аритмию, обильное потоотделение, повышенное
выделение слизи, слюноотделение и тошноту. Лица, находящиеся под действием
ЛСД, также принимают позы и продуцируют серии телодвижений, поразительно
|
|