Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
неодушевленной, инертной и реагирующей материи? Управлял ли творением и 
развитием Вселенной высший космический разум? Можно ли материальную реальность 
объяснить исключительно в терминах естественных законов, или же здесь действуют 
силы и принципы, не поддающиеся таким описаниям?
   Какова связь между жизнью и материей, между сознанием и мозгом? Как нам 
осмыслить такие дилеммы, как конечность времени и пространства, с одной стороны,
 и вечность и бесконечность - с другой? Где во Вселенной берут начало порядок, 
форма и смысл? Весьма актуальны для повседневной жизни и некоторые другие 
проблемы, обсуждаемые в этой книге, - например, противоречие между добром и 
злом, тайна кармы и перевоплощения и вопрос о смысле человеческого бытия.
   Как профессиональному психиатру мне известно, что такие вопросы обычно не 
задают в контексте психиатрической практики или психологических исследований. И 
все же эти насущные вопросы совершенно спонтанно возникали в умах многих людей, 
с которыми я работал. Объяснение нужно искать в той области исследований, 
которая на протяжении сорока лет моей профессиональной деятельности остается 
главным объектом моих интересов, - в работе с необычными состояниями сознания. 
Этот интерес вспыхнул весьма неожиданно и ярко в 1956 году, всего через 
несколько месяцев после окончания медицинского института, когда я добровольно 
вызвался участвовать в эксперименте с ЛСД, проводившемся на факультете 
психиатрии Пражского медицинского института. Этот эксперимент глубоко повлиял 
на мою личную и профессиональную жизнь и стал тем творческим стимулом, 
благодаря которому я на всю жизнь связал себя с исследованиями сознания.
   И хотя меня интересовал весь спектр необычных состояний сознания, мой сугубо 
личный опыт относится к психоделическим исследованиям, к психотерапевтической 
работе с людьми, переживающими внезапные психодуховные кризисы ("критические 
состояния духа"), а также к холотропной дыхательной терапии - методу, 
разработанному мною и моей женой Кристиной. В психоделической терапии необычные 
состояния сознания вызываются химическими средствами, в психодуховных кризисах 
они по неизвестным причинам внезапно развиваются в гуще повседневной жизни, а в 
холотропной дыхательной терапии они стимулируются сочетанием учащенного дыхания,
 музыки, пробуждающей воспоминания, и особой формы сосредоточенных физических 
упражнений. В этой книге я затрагиваю все три упомянутых аспекта, поскольку 
прозрения, которые в них открываются, очень сходны, если не тождественны. 
   
   ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ И ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
   
   В своих предыдущих публикациях я уже описывал, насколько важно 
систематическое изучение необычных состояний сознания для понимания природы 
эмоциональных и психосоматических расстройств, а также для самой психотерапии 
(Grof 1985, 19921). Эта книга посвящена более широким и общим вопросам; в ней 
исследуются необычные философские, метафизические и духовные озарения, имевшие 
место в ходе моей работы. Переживания и наблюдения, полученные таким образом, 
открыли важные аспекты и измерения реальности, которые мы в повседневной жизни, 
как правило, не осознаем. Многие века эти переживания и сферы бытия, в них 
открывающиеся, описывались в различных духовных философских и мистических 
традициях, таких, как веданта, буддизм хинаяны и махаяны, даосизм, суфизм, 
гностицизм, христианский мистицизм, каббала и прочие сложные духовные системы. 
Данные моих исследований и вообще результаты современных исследований сознания 
в целом по сути подтверждают и поддерживают позицию вышеназванных древних 
учений и потому в корне противоречат основным положениям материалистической 
науки относительно сознания, человеческой природы и природы реальности. Они 
четко указывают, что сознание не продукт мозга, но изначальный принцип 
существования и что оно играет решающую роль в творении чувственного мира. 
   Эти исследования еще и радикально меняют статус человеческой психики, 
показывая, что психика индивида в ее самом широком диапазоне по сути соизмерима 
со всем бытием и абсолютно тождественна космическому творческому принципу. 
Такой вывод, пусть он и являет собой серьезный вызов мировоззрению современных 
развитых обществ, вполне согласуется с представлением о реальности, которое 
содержится в великих духовных и мистических традициях мира, названных у 
философа и писателя Олдоса Хаксли "вечной философией" (Huglei 1945).
   Современные исследования сознания в целом подтвердили базовые тезисы вечной 
философии. Они раскрыли перед нами грандиозный замысел, лежащий в основе 
творения, и показали, что высший разум пронизывает все бытие.
   В свете этих новых открытий духовность видится важным и законным стремлением 
человеческой жизни, поскольку она отражает ключевое измерение человеческой 
психики и всего миропорядка. Зачастую мистические традиции и духовные 
философские учения прошлого не принимались всерьез и даже становились объектом 
критики за свою "иррациональность" и "ненаучность". Но такая оценка как нельзя 
более далека от истины. Многие из великих духовных систем являются продуктом 
многовекового углубленного изучения человеческой психики и сознания, и в этом 
они во многом сходны с научными исследованиями.
   Эти системы дают подробные указания относительно методов вызова духовных 
переживаний, на которых они основывают свои философские теории. Достоверность 
систематически накопленного материала обычно подтверждается многовековым опытом,
 что и требуется для обеспечения достоверных и надежных знаний в любой области 
научных исследований (Smith 1976, WilЬег 1977). Особенно примечательно, что 
утверждения различных школ вечной философии теперь могут быть подкреплены 
данными современных исследований сознания.
   Методы самопознания, описанные в этой книге и обеспечивающие такое 
современное подтверждение, не требуют той же степени самоотдачи и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-