|
I
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной ме-
рой: они рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем
этим обладает, зато недооценивают истинные блага жизни. Правда, такое
обобщение как всегда небезопасно; предается забвению многокрасочность
человеческого мира и душевной жизни. Есть люди, которым не отказывают в
почтении их современники, хотя все их величие покоится на таких
свойствах и деяниях, которые совершенно чужды целям и идеалам толпы. До-
пустим, что великими их признает тоже меньшинство, тогда как подавляющее
большинство ничего не желает о них знать; но и тут не все так просто,
если учесть расхождение человеческих слов и дел, многообразие людских
желаний.
Один из этих замечательных людей в письмах называет меня своим дру-
гом. Я послал ему свою небольшую работу, где религия расценивается как
иллюзия. Он отвечал мне, что был бы целиком согласен с моей оценкой, но
сожалеет, что я не воздал должного подлинному источнику религиозности.
Таковым он считает особое чувство, никогда его не покидающее, обнаружи-
ваемое им у многих других и, предположительно, присущее миллионам. Это
чувство он называет оощущением вечностип, чувством чего-то безгранично-
го, бескрайнего, оокеаническогоп. Такое чувство - дело чисто субъектив-
ное, это не вопрос веры. Здесь не примешивается обещание личного бесс-
мертия, но зато в этом чувстве - источник религиозной энергии, питающей
различные церкви и религиозные системы. Они направляют его по определен-
ным каналам, где оно и поглощается. Лишь на основании такого оокеаничес-
когоп чувства человек может называть себя религиозным - даже если он от-
вергает всякую веру и любую иллюзию.
Это суждение моего уважаемого друга, который сам однажды отдал дань
волшебству поэтической иллюзии, поставило меня перед лицом немалых труд-
ностей1. У себя я не нахожу этого оокеаническогоп чувства; научному под-
ходу чувства вообще создают неудобства. Можно попытаться описать их фи-
зиологические признаки. Там, где это получается, - а я опасаюсь, что оо-
кеаническое. чувство такой характеристике не поддается, - не остается
ничего, кроме содержания тех представлений, которые ассоциативно связаны
с этим чувством. Если я правильно понял моего друга, он имеет в виду то
же самое, что и один оригинальный и весьма своеобразный поэт, утешавший
своего героя перед самоубийством: оНам не уйти из этого мирап2. Таким
образом, речь идет о чувстве неразрывной связи, принадлежности к мирово-
му целому. Для меня это имеет, скорее, характер интеллектуального умоз-
рения - конечно, не без сопровождающих чувств, но их ведь хватает и при
других мыслительных актах сходной значимости. Личный опыт не убеждает
меня в том, что такие чувства первичны по своей природе, Я не могу оспа-
ривать на этом основании факта наличия их у других; вопрос лишь в том,
насколько верно они истолковываются и могут ли считаться оfons et origoп
всех религиозных запросов.
Мне нечего предложить для окончательного решения этой проблемы. Идея
о непосредственном, изначальном оповещении человека этим чувством - о
его связи с окружающим миром - звучит столь странно, так плохо совмести-
ма с нашей психологией, что следовало бы предпринять психоаналитическое,
т.е. генетическое исследование подобного чувства. Тогда в нашем распоря-
жении следующий путь: в нормальном состоянии для нас нет ничего досто-
вернее чувства самих себя, нашего собственного оЯп, кажущегося нам са-
мостоятельным, целостным, ясно отличимым от всего остального, Видимость
обманчива, не существует четкой внутренней границы между оЯп и бессозна-
тельной душевной субстанцией, обозначаемой нами как оОноп. оЯп для нее
служит лишь фасадом - этому научил нас психоанализ. Ему предстоит еще во
многом уточнить отношения между оЯп и оОноп, однако, по крайней мере в
отношениях с внешним миром, оЯп кажется отделенным от последнего резкой
разграничительной линией. Только в одном, хотя и необычайном, но не па-
тологическом состоянии дело обстоит иначе. На вершине влюбленности гра-
ница между оЯп и объектам угрожающе расплывается. Вопреки всякой очевид-
ности, влюбленный считает оЯп и оТып единым целым и готов вести себя
так, будто это соответствует действительности. То, что на время может
устранить известная физиологическая функция, может, конечно, быть ре-
зультатом и болезнетворных процессов, Из патологии нам известно большое
число состояний, когда грань между оЯп и внешним миром делается ненадеж-
ной, либо границы пролагаются неверно. Таковы случаи, при которых части
нашего собственного тела или даже душевной жизни - наши восприятия, мыс-
ли, чувства - кажутся нам как бы чужими, не принадлежащими нашему оЯп.
Либо те случаи, когда на внешний мир переносится нечто порожденное или
явно принадлежащее оЯп. Таким образом, чувство оЯп также подвержено на-
рушениям, а границы оЯп неустойчивы.
Дальнейшие размышления показывают, что чувство оЯп взрослого человека
не могло быть таковым с самого начала, Оно должно было пройти долгий
путь развития. Понятийно это зачастую недоказуемо, но реконструируется с
достаточной степенью вероятности3. Младенец еще не отличает своего оЯп
от внешнего мира как источника приходящих к нему ощущений, Его постепен-
но обучают этому различные импульсы. Сильнейшее впечатление должно про-
изводить на него то, что одни источники возбуждения все время могут по-
сылать ему ощущения (позже он узнает в них органы собственного тела),
тогда как другие источники время от времени ускользают. Самый желанный
из них
|
|