|
й. 27
Как это верно подчеркивалось Мелани Клейн и другими английскими автора-
ми.
28 Фр. Александер в работе оПсихоанализ и целостная личностьп (1927)
в связи с исследованием Айхорна о беспризорности соответствующим образом
оценил два типа патогенного воспитания - непомерную строгость и ба-
ловство, оЧрезмерно мягкий и снисходительныйп отец способствует образо-
ванию у ребенка слишком сильного оСверх-Яп, ибо под воздействием окружа-
ющей его любви у него не остается иного выхода, кроме обращения агрес-
сивности внутрь. У беспризорника, выросшего без любви, падает уровень
напряжения между оЯп и оСверхЯп, и вся его агрессивность может оказаться
направленной вовне. Таким образом, если отвлечься от предполагаемого
конституционального фактора, можно сказать, что строгая совесть образу-
ется из взаимодействия двух жизненных сил - отказа от влечений, освобож-
дающего от оков агрессивность, и опыта любви, который направляет эту аг-
рессивность внутрь и передает ее оСверх-Яп.
29 оТак совесть делает из всех нас трусовп... Сокрытие от юношества
той роли, которую играет в жизни сексуальность не единственный упрек
современному воспитанию. Оно грешит кроме того и тем, что не подготавли-
вает молодежь к агрессивности, обрекает стать ее жертвой. Воспитание вы-
пускает юношество в жизнь со столь неверной психологической ориентацией,
как если бы полярную экспедицию снаряжали летней одеждой и картами верх-
неитальянских озер. При этом очевидно злоупотребление этическими требо-
ваниями. Их суровость не многим бы вредила, если бы воспитатель говорил:
такими люди должны быть, чтобы стать счастливыми и делать счастливыми
других; но нужно считаться с тем, что они не таковы. Вместо этого моло-
дежи твердят о том, что все остальные держатся этических предписаний, а
потому добродетельны. Этим обосновываются требования, чтобы и молодежь
сделалась такою же.
|
|