|
ческое состояние. Второй закон
термодинамики становится психологическим влечением, оинстинктом смертип.
Первоначально деструктивное влечение направлено внутрь, против самой
психики, затем оно направляется на внешний мир и выступает как агрессив-
ность. В случае подавления внешне направленной агрессивности она накап-
ливается вокруг оСверх - Яп, что ведет к болезненному чувству вины,
беспричинному страху, неврозам, мании преследования, а то и к самоу-
бийствам. Точно такая же модель применяется Фрейдом и к сексуальному
инстинкту: первоначально влечение направлено на собственное тело (опер-
вичный нарциссизмп), зятем влечение становится объектным, но в опреде-
ленных обстоятельствах неудовлетворенное объектное влечение может вновь
вернуться к нарциссизму в разного рода патологиях.
Фрейд придерживался гидравлической модели психики: чем меньше агрес-
сивность выплескивается вовне в деструктивных актах, тем сильнее ее дав-
ление на психику индивида, тем больше вероятность, что данное влечение
прорвет все запруды и заявит о себе в актах немотивированного насилия.
Поскольку агрессивность принадлежит человеческой природе, никакими об-
щественными реформами нельзя обуздать насилие. Происходит вечная борьба
между инстинктом жизни, Эросом, объединяющим живые существа во все более
сложные союзы, и Танатосом, оинстинктом смертип и разрушения.
Далеко не все психоаналитики приняли это учение об оинстинкте смер-
тип, тем более, что Фрейду так и не удалось пересмотреть типологию нев-
розов, исходя из предложенного изменения метапсихологии. В клинике нев-
розов психоаналитики предпочитают объяснять агрессивность фрустрациями,
некоторыми чертами характера, воспитанием в раннем детстве. О врожденной
агрессивности много говорилось в 60 - 70-е гг., но это было связано с
трудами этологов, прежде всего К.Лоренца. Попытки соединить психоанализ
с идеями этологов предпринимали сравнительно немногие аналитики, пос-
кольку Лоренца и Фрейда объединяет лишь гидравлическая модель психики. В
рамках неофрейдизма агрессивность объясняется не биологическими им-
пульсами, а структурой характера - наиболее разработанную концепцию
предложил Э. Фромм (оАнатомия человеческой деструктивностип, 1973).
Работа оНедовольство культуройп привлекла внимание многих философов и
социологов. Она была главным источником идей многих офрейдо-марксистов
(оЭрос и цивилизацияп Маркузе и др.). Идеи Фрейда о окультурном Сверх -
Яп сыграли определенную роль в становлении американской культурной ант-
ропологии (учение о обазисном типе личностип). Некоторые мысли, впервые
высказанные в данной работе, были развиты Фрейдом в его лекциях по вве-
дению в психоанализ, а также в публикуемых и данном издании работах оПо-
чему война?п и оЧеловек Моисей и монотеистическая религияп.
В основу всех последующих переизданий берется второе издание 1931 г.,
в котором имеются небольшие добавления.
Перевод выполнен А. М. Руткевичем по изданию: Freud S. Studien-
ausgabe. Bd. IX Frankfurt a. M., 1974.
1 Liuli, 1923, После появления обеих книг - оЖизнь Рамакришнып и
оЖизнь Вивеканандып (1930) мне нет нужды скрывать, что упомянутым другом
является Ромен Роллан. 2 Граббе Д. Хр. Ганнибал. оДа, из мира нам не уй-
ти. Мы в нем однаждып. 3 См. многочисленные работы Ференци о развитии
оЯп и чувства оЯп, начиная с его оЭтапов развития чувства реальностип
(1913) и вплоть до статей П. Федерна (1926, 1927 и далее). 4 The
Cambridge Ancient History. Т. VII, 1928. оThe founding of Romaп by Hugh
Last.
5 Гете в оКротких ксенияхп (стихи из литературного наследия) 6 На бо-
лее низком уровне об этом говорит в оБлагочестивой Еленеп Вильгельм Буш:
оУ кого заботы, у того и выпивкап. 7 Гете даже предупреждал: оНет ничего
менее переносимого, чем вереница хороших днейп. Быть может, это все-таки
преувеличение. 8 Если особые склонности не предписывают со всею требова-
тельностью направление жизненным интересам, простая, доступная всякому
работа по призванию может занять то место, на которое своим мудрым сове-
том указывал Вольтер. В рамках краткого обзора невозможно дать соот-
ветствующую оценку значимости работы для экономии либидо. Ни одна другая
техника руководства жизнью не связывает так прочно с реальностью, как
поглощенность работой. Она надежно вовлекает индивида по крайней мере в
одну область реальности - в человеческое общество. Возможность перемеще-
ния значительной части либидонозных компонентов - нарциссических, агрес-
сивных и собственно эротических - в трудовую сферу и связанные с нею че-
ловеческие отношения придает этой деятельности ценность, каковая не ус-
тупает ее необходимости для поддержания и оправдания своего существова-
ния в обществе. Когда она свободно выбрана, профессиональная дея-
тельность приносит особого рода удовлетворение: с помощью сублимации
становятся полезными склонности, доминирующие или конституционально уси-
ленные влечения. И тем не менее труд как путь к счастью мало ценится
людьми. Они не прибегают к нему так охотно, как к другим возможностям
удовлетворения. Подавляющее большинство людей работают только под давле-
нием нужды, и самые тяжкие социальные проблемы проистекают из этой при-
родной неприязни людей к труду.
9 Cp. оFormulierungen uber die zwei Prinzipien des psychischen
Geschehensп, 1911; оVorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyseп,
XXIII. 10 Я вынужден указать хотя бы на один пробел, оставленный тем,
что было выше изложено. Рассматривая возможности счастья для человека,
нельзя пропускать относительную взаимосвязь нарциссизма и направленного
на объект либидо. Желательно выяснить, какое значение для экономии либи-
до имеет эт
|
|