|
человеческого Эго. Природа упорядочена, но не путем манипулирования. Деревья
естественным образом растут в лесу. И только манипуляции человеческого Эго
заставляют их расти правильными рядами в саду. Семена прорастают там, где они
находят лучшую почву, или куда их заносит ветром. И только Эго может заставить
цветы расти красивыми клумбами. Эго и есть тот, кто сажает в клетки животных,
роет прямые каналы, видит в небе созвездия и создает противоположности,
исключающие друг друга. В природе, и точно так же в Ид, нет никаких
противоположностей, исключающих друг друга. В наше время все знакомы с
электронами и атомами. Имеет ли смысл спрашивать об атоме, твердый он или
мягкий, темный или светлый, хороший или плохой? Более того, нельзя утверждать,
что он материя или энергия, время или пространство. Он и то, и другое или ни то,
ни другое. В психиатрии, как и в физике, нам придется отбросить не только
представление о противоположностях, исключающих друг друга, но также
представление о причине и следствии в том смысле, как их обычно понимают. В
природе явления не вызываются и не объясняются. Они попросту происходят в
разные моменты времени. Представления о причине и объяснении изобретены нашим
Эго. Они не являются частью природы. Идеи этого рода еще раз свидетельствуют о
склонности нашего Эго наводить во всем порядок. Явления не происходят "потому
что". Они происходят «когда» и "как если бы", и нам приходится этим
довольствоваться.
Таким образом, в Ид любовь не исключает ненависти. Любовь и ненависть могут
существовать бок о бок в одно и то же время по отношению к одному и тому же
лицу; они могут переплетаться друг с другом во всех наших чувствах, относящихся
к этому лицу. Но люди склонны рассматривать любовь и ненависть как
противоположности, исключающие друг друга; поэтому Эго "удивляется",
обнаруживая в некоторых случаях почти одновременно крайние проявления
привязанности и стремления к уничтожению. Крайняя привязанность часто переходит
в полное уничтожение. Поэтому вспыльчивый мужчина нередко убивает женщину,
которую страстно любит. Полиция, которой приходится иметь дело с реальностями,
а не с упорядоченными идеями, хорошо это знает; в подобных случаях возлюбленный
оказывается первым человеком, на которого падает подозрение (а не последним,
как хотело бы думать наше логичное Эго). Этот ход мыслей настолько привычен,
что кажется логичным, хотя он в той же мере нелогичен; происходит же он из
практического опыта, знающего, каким образом Ид бросает логике свой вызов.
Другая важная особенность Эго – это способность к обучению. Люди узнают
действительность, запоминая разные вещи; это позволяет им делать общие
утверждения, – в известном смысле, пророческого характера. Человек, не
замечающий, что делается вокруг, попадает под дождь снова и снова. Но, если он
достаточно долго живет в одном месте, он может понять, что облака определенного
вида приносят с собой дождь. Он делает обобщение (пророчество) – низкие темные
облака приносят дождь. Чтобы сделать такое обобщение, его Эго извлекает или
абстрагирует из ряда наблюдений над облаками представления о темном и низком.
Что касается Ид, то на него в этом полагаться нельзя, поскольку оно строит
слишком уж много фантастических обобщений, ни на что не годных. Если, например,
дети рождаются дома, то Эго ребенка может впасть в ошибку, будто появление
доктора с его черным чемоданчиком означает нового младенца. Здесь Ид делает
ложное обобщение, поскольку оно не умеет извлекать из происходящего точный
смысл; в сновидениях, служащих лучшим материалом для изучения Ид, доктор может
означать младенца, что бы он с собой ни принес, или же черный чемоданчик может
означать младенца, хотя бы его принес не доктор. Если бы Эго представляло себе
мир таким образом, оно ничего не могло бы сделать.
Ид больше, чем Эго, похоже на нетронутую природу; но оно не способно обращаться
с действительностью, потому что не умеет манипулировать объектами и не в
состоянии строить полезные обобщения. Чтобы эффективно обращаться с окружением,
рекомендуется наблюдать, учиться, обобщать и манипулировать с помощью Принципа
Реальности, соответственно контролируя инстинкты своего Ид. Однако, несмотря на
все сказанное, в ряде случаев Ид удивительным образом проявляет больше мудрости,
чем Эго; этим видимым противоречием мы займемся подробнее в параграфе,
посвященном интуиции.
7. Как человек растет и меняется?
Как легко понять, цель либидо состоит в том, чтобы поддерживать у взрослого
человека постоянное желание производить потомство. Если либидо выражается в
неприкрытой форме, как это бывает у многих молодых людей, то мы имеем индивида,
"непрерывно гоняющегося за обещанием оргазма", по удачной формулировке Сен-Сира.
Очевидно также, что мортидо помогает индивиду выжить, внушая ему желание
устранить все ему угрожающее. Если, однако, индивид живет среди цивилизованных
людей, эти первичные стремления ему приходится скрывать. Поскольку жизнь
устроена так сложно, что побуждения Ид фильтруются через Эго, непосредственные
проявления либидо и мортидо удается видеть лишь в особых случаях.
Ид умеет только желать. Оно не способно учиться и расти, хотя в определенные
периоды жизни меняется его сила, как это происходит во время созревания, а
также время от времени меняется его направление, например при рождении ребенка.
С желаниями Ид может произойти одно из двух: либо они удовлетворяются, частично
или полностью, либо подавляются. Если они удовлетворяются, чувствуется
облегчение напряжения, как это бывает у человека сразу же после нормального
полового акта, или сразу же после нанесения себе раны при неудачной попытке
|
|