Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: Эрик Берн - Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
<<-[Весь Текст]
Страница: из 173
 <<-
 
удовлетворить свои либидо и мортидо. Принцип Реальности требует, чтобы человек 
формировал четкие образы.
Как правило, люди имеют вполне удовлетворительные образы некоторых вещей из 
своего окружения. Хороший фермер разбирается в явлениях природы. Удачливый 
бизнесмен понимает, чего можно ожидать от людей в определенных обстоятельствах. 
Но лишь в редких случаях человек ясно представляет себе, что могут заставить 
его делать даже без его ведома собственные либидо и мортидо. Именно в этом 
отношении делаются крупнейшие и наиболее частые ошибки.
К счастью, мы имеем в себе нечто, позволяющее нам справляться с этой трехликой 
действительностью, которую приходится удерживать в столь чувствительном 
равновесии. Эта система называется Эго; как предполагается, она действует в 
соответствии с Принципом Реальности. Предполагается также, что она производит 
правильные наблюдения и составляет правильные суждения о внутренних напряжениях 
индивида и о напряжениях окружающих его энергетических систем; предполагается, 
далее, что она руководит индивидом в соответствии с этими данными, наилучшим 
образом способствуя его благу. С помощью этой системы индивид откладывает, 
когда это выгодно, удовлетворение своих желаний, пытаясь перестроить окружающий 
мир таким образом, чтобы эта цель оказалась достижимой впоследствии.
Чтобы выполнить свою задачу, Эго должно обладать некоторым мастерством в 
управлении психической энергией, а также некоторым мастерством в обращении с 
людьми и вещами. Таким образом, Эго – это "орган мастерства". Энергия для 
осуществления этой функции получается из части энергии либидо и мортидо, 
последовательно отщепляемой в раннем детстве; эта энергия становится 
независимой и даже во многих отношениях противопоставляет себя первичной 
энергии либидо и мортидо. По мере того как личность знакомится с 
действительностью, энергия Эго служит для управления первичной энергией в 
соответствии с Принципом Реальности. Человек получает большое удовлетворение от 
владения собственным телом при плавании и нырянии, от владения резиновым 
шариком, бегающим по площадке для гольфа, от владения маленькими бумажными 
игрушками, которые называются игральными картами, или от владения механизмом 
самолетного мотора. Все эти занятия приносят двоякое удовлетворение: они 
удовлетворяют не только первичные либидо и мортидо, но и те доли либидо и 
мортидо, которые от них отщепились, и получают свое удовлетворение от владения 
вещами через Эго.
После отщепления относительно небольших долей, необходимых для образования Эго, 
остается огромная масса первичных либидо и мортидо; психиатры по серьезным 
психологическим причинам стали представлять себе эту массу как "все это", или 
просто "Это". Либидо и мортидо, заключенные в Эго, и либидо и мортидо, 
оставшиеся в Этом, часто противостоят друг другу, а не сотрудничают, поскольку 
одна из задач Эго – овладение и управление Этим, которое всегда отбивается. Это 
желает немедленного выражения и удовлетворения; Эго нередко хочет заставить Это 
подождать.
Так как психиатры в разных странах говорят на разных языках, они сочли удобным, 
как и другие ученые, использовать в качестве научных терминов греческие и 
латинские слова, еще с древности широко известные во всем мире. Поэтому они 
обычно называют Это на языке древних римлян: Ид. Либидо и мортидо, оставшиеся в 
Ид, называются при этом "инстинктами Ид".
Здесь уместно будет предостеречь читателя от некоторых сравнений. Поршень 
автомобильного мотора, разумеется, толкает приложенная к нему сила, но это 
вовсе не значит, что его толкает некий человечек, сидящий в моторе. Точно так 
же энергия Эго и инстинкты Ид – это силы, а не человечки, сидящие в нашем мозгу 
с заряженными револьверами и готовые сразиться друг с другом при малейшем 
искушении. (В действительности, есть и человечки, и большие мужчины и женщины, 
сидящие у нас в мозгу и всегда готовые заговорить; но о них будет речь дальше, 
в главе об анализе взаимодействий.)
Наша жизнь так трудна именно по той причине, что Эго находится в описанной выше 
сложной ситуации. Перед ним три силы, с которыми оно должно бороться, держать 
их под контролем и в конечном счете заставить их совместно работать для 
удовлетворения и безопасности индивида: инстинкты Ид, силы природы и другие 
люди. Люди обычно отдают себе отчет в существовании природы и других людей, но 
не представляют себе достаточно отчетливо, что Ид является такой же реальностью,
 весьма важной и беспокойной, с которой приходится считаться. Такая недооценка 
Ид объясняется, в частности, тем, что Ид всегда прячется и находит всевозможные 
способы надувать Эго.
Как бы ни был искусен человек в обращении с людьми и окружающими предметами, он 
не найдет покоя, если не научится так же хорошо справляться со своим Ид. В 
конечном счете наше счастье зависит не от способности очаровывать женщин или 
добывать деньги, но от способности утвердить мир в собственной психике. 
Проблема человеческого Эго в этом трудном мире – найти путь наименьшего 
внутреннего и внешнего сопротивления для безопасного удовлетворения 
созидательных и уничтожительных стремлений. Проблема общества – воспитать 
созидательные стремления и подавить уничтожительные.



5. Как люди выражают свои стремления?

Пока человек откладывает снятие какого-либо напряжения Ид, энергия, связанная с 
подавленным желанием, не находит применения. Вдобавок требуется тяжелая работа 
Эго, чтобы удержать Ид в повиновении, и немалое количество энергии 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 173
 <<-