Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: Эрик Берн - Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
<<-[Весь Текст]
Страница: из 173
 <<-
 
;важнейшая его функция – обеспечить продолжение человеческого рода. Стремление 
к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жуткие 
наслаждения жестокостью и распадом живой плоти. Напряжение, дающее силу этим 
чувствам, мы будем называть

мортидо
10

Наиболее концентрированно это напряжение выражается в борьбе за существование; 
при надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и 
внешних опасностей. На обычном языке либидо – это энергия воли к жизни, 
сохраняющей род; мортидо – энергия воли к смерти, сохраняющей индивида, если 
объектом ее является подлинный враг.

Естественно, эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая 
человека к противоположным поступкам по отношению к людям и окружающей среде. С 
неприятными конфликтами этого рода справляются по-разному. Обычный способ 
разделываться с ними состоит в том, что одно из соперничающих желаний 
выталкивается из сознания, как будто его нет. В мирное время люди склонны 
утверждать, что мортидо не существует вообще, а в военное время пытаются 
утверждать, что либидо не существует по отношению к врагу. Однако не замечаемое 
ими стремление вопреки их воле влияет на их поступки, так что в поведении 
большинства людей ни любовь, ни ненависть не проявляются в чистом виде. Слишком 
уж они любят, часто вопреки своей сознательной воле, кусать добрую руку, 
которая их кормит, и кормить ненавистный рот, который их кусает.
Другой способ справиться с конфликтом – это позволить тому и другому чувству 
попеременно одерживать верх, каждому в свою очередь. Человек, который 
попеременно любит и ненавидит, часто вызывает у наблюдателя не меньшее 
удивление, чем если бы он попеременно откусывал кусок мороженого и кусок сыра; 
трудно отделаться от впечатления, что оба вида пищи удовлетворяют, быть может, 
один и тот же голод.
Стремление к созиданию и к уничтожению, кульминацией которых является половое 
сношение и убийство, – это и есть тот первичный материал, с которым приходится 
работать человеку и цивилизации. Чтобы сохранить собственную жизнь, общество и 
человеческий род, люди вынуждены применять деструктивно направленную энергию, 
необходимую для достижения некоторых целей, например, для искоренения 
жестокости, убийств и болезней; конструктивно направленная энергия имеет целью 
духовный и материальный прогресс. Психическое развитие человека зависит от его 
способности направить эти внутренние силы к наиболее продуктивным целям.
Есть различие между желанием и попыткой его удовлетворить, между чувством любви 
или ненависти и его выражением. Силу, с которой индивид выражает свою любовь и 
ненависть к другим или к самому себе и с которой он пытается удовлетворить свое 
либидо и мортидо, можно назвать агрессивностью. Человек с сильными чувствами 
может обманывать себя и других, выражая их слабо, и, напротив, человек со 
слабыми чувствами вызывает такое же заблуждение, выражая их открыто.
Наряду с агрессивностью выражения следует еще учитывать направление чувств 
любви и ненависти. Некоторые люди направляют свою любовь главным образом на 
других; некоторые – преимущественно на самих себя. Количество любви, 
принимающей то или иное направление, может со временем меняться. Точно так же 
человек может интенсивно ненавидеть кого-нибудь другого, и наиболее агрессивным 
проявлением этой ненависти является убийство. Он может интенсивно ненавидеть 
самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть проявляется в самоубийстве. И 
убийство, и самоубийство одинаково выражают агрессивность; единственная разница,
 касающаяся психической энергии, состоит в ее направлении.
Большинство людей не доходит до таких крайностей. Либидо и мортидо находятся 
под надежным контролем, маскируемые друг другом и, возможно, иными силами, так 
что многие проживают свою жизнь, не догадываясь, насколько мощны эти стремления 
и как сильно они влияют на мотивы и поступки человека. Между тем можно с 
уверенностью утверждать, что человеческое поведение в широких пределах 
определяется напряжениями либидо и мортидо, нарушающими психическое равновесие 
человека и толкающими его к действиям, которые обещают это равновесие 
восстановить. Изыскивая возможности удовлетворить свои созидательные и 
уничтожительные стремления, человек уменьшает свое ощущение беспокойства и 
приближается к ощущению безопасности, которое и является его целью. Мы увидим в 
дальнейшем, как трудно человеку выразить свои стремления, сколько неудач 
вызывают неизбежные приспособления и компромиссы и что происходит, если с этими 
желаниями и напряжениями человек не может справиться.
Интенсивность либидо и мортидо, по-видимому, в значительной мере зависит от 
химических веществ, находящихся в крови. Можно было бы предположить, что 
половые вещества, выделяемые яичниками и семенными железами, должны влиять на 
либидо, а вещества "страха и гнева", производимые надпочечными железами, должны 
влиять на мортидо; однако до сих пор не доказано, что введение каких-либо 
известных нам химических веществ может заставить человека сильнее любить или 
ненавидеть. Гораздо более убедительны результаты, полученные на животных. У 
крыс инъекция «материнского» гормона гипофиза вызывает несомненное усиление 
любовного материнского поведения. И хотя в отношении человека ничего еще не 
доказано, при исследовании его стремлений не надо забывать о различных железах, 
которые могут иметь к ним отношение.
Многие сомневаются в происхождении деструктивных стремлений, но мало кто 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 173
 <<-