|
ин с
медведем и положиться можешь только на себя». Но «медведь» при этом все равно
остается.
Когда ребенок взрослеет, его образ мира постепенно углубляется и детализируется,
но одновременно замаскировывается, уходя как бы вглубь. Лишь иногда детские
представления появляются в своем изначальном искаженном виде, чаще всего в виде
«обманов». Это происходит обычно в снах. И тогда вдруг оказывается, что
загадочное для психотерапевта поведение пациента было по-своему разумным и
последовательным.
...Ванда была озабочена финансовыми проблемами, поскольку ее мужу чрезвычайно
не повезло в целом ряде сделок. Но когда ставилась под сомнение правильность
его действий, она его страстно защищала. Она также была крайне обеспокоена
недостатком средств на их жизнь. Однако у нее не было особых причин для
большого беспокойства, так как ее хорошо обеспеченные родители готовы были дать
им деньги в долг. Ванда ходила в терапевтическую группу. Года два психотерапевт
не мог последовательно восстановить ход ее мыслей и найти суть происходящего.
Но однажды она рассказала свой сон. Будто она жила в концентрационном лагере,
которым управляли богачи, живущие на горе.
Чтобы не остаться голодной, надо было просить у них еду или выманивать ее
обманом.
Сон несколько прояснил ее образ жизни. Муж в своих сделках участвовал в играх
типа: «Обведи дурака вокруг пальца», ее игрой была «Сведи концы с концами». Как
только у мужа появлялись деньги, он старался истратить их при первой же
возможности, иначе игра могла прекратиться. Когда ему становилось действительно
туго, включалась Ванда и помогала «обводить вокруг пальца» ее собственных
родителей. К досаде супругов, контрагенты мужа и ее родители в конечном счете
всегда оказывались в выигрыше. Она страстно это отрицала, когда спорила с
членами группы, так как, признав проигрыш, ей следовало бы прекратить игру (что,
в конце концов, и было сделано). Фактически она и жила примерно так, как ей
привиделось во сне: родители и партнеры мужа были богатыми людьми, которые
«жили на холме» и распоряжались ее жизнью. Чтобы выжить, ей надо было просить
или обманывать.
«Концентрационный лагерь» — это и есть для Ванды образ мира, или сценарная
основа. В действительности она как бы жила в концлагере своих снов. Во время
консультации было достигнуто некоторое улучшение, но оно означало, что Ванда
приспособилась «жить лучше в концентрационном лагере». Лечение не повлияло на
ее сценарий, Ванда научилась чувствовать себя в нем удобнее. Чтобы вылечиться,
ей надо было выйти из «лагеря» в реальный мир, в котором она чувствовала бы
себя нормально, потому что уладила бы свои семейные дела. Интересно отметить,
что Ванда и ее муж выбирали друг друга по причине взаимодополняемости их
сценариев. Его сценарий предусматривал богачей «на горе» как предмет
мошеннических проделок и перепуганную жену. А по ее сценарию требовался
мошенник, который облегчил бы ее порабощенную жизнь.
Сценарная основа обычно бывает очень далекой от реальной жизни пациента,
поэтому очень трудно порой реконструировать сценарий путем только наблюдения и
интерпретации. В этих случаях иногда на помощь приходят сны пациента.
«Сценарный сон» легко узнать, поскольку, рассказанный пациентом, он бывает
нисколько не похож на его действительную жизнь, а в трансакционном смысле он —
ее воспроизведение.
...Одной женщине приснился сон: спасаясь от преследования, она забралась в
тоннель. Преследователи остановились у входа, ожидая, пока она из него
выберется. У другого конца тоннеля она увидела другую группу преследователей.
Ситуация складывалась так, что она не могла двигаться ни вперед, ни назад.
Оставалось лишь упираться руками в стенки тоннеля. Пока ей это удавалось, она
чувствовала себя в безопасности.
Психотерапевт перевел этот сон на язык сценария. Оказалось, что большую часть
жизни женщина провела в тоннеле-ловушке, постоянно находясь в каком-то
неудобном положении. Вся ее жизнь показывала, что она устала «держаться за
стенки». В задачу психотерапевта входила необходимость помочь женщине
освободиться от власти сценария, выйти из «тоннеля» в реальный мир, который уже
не выглядит для нее опасным. «Тоннель» — это ее сценарная основа. Возможно,
конечно, множество других интерпретаций этого сна. Это понятно даже новичку,
прошедшему вводный курс психологии. Но сценарная интерпретация особенно важна
потому, что она показывает психотерапевту и другим членам группы, а также
пациентке и ее мужу, что нужно предпринимать.
Сцена «тоннеля» оставалась, очевидно, у женщины неизменной с раннего детства,
поскольку пациентка неоднократно видела этот сон. «Концентрационный лагерь» —
это явно позднейшая адаптация детских кошмаров, которые Ванда не могла уже
вспомнить. Ясно, что это основано на ранних переживаниях, смысл которых менялся
при чтении книг. Юность, следовательно, — период, когда кошмарные «тоннели»
детства приобретают более реалистическую и современную форму и ложатся в основу
оперативного сценария, определяющего жизненный план. Нежелание Ванды вникнуть в
проделки мужа показывает, как упорно человек
|
|