Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 2. Эрик Берн - Люди, которые играют в игры - 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
апретами. («Ему, конечно, разрешили думать», «Ей разрешили быть красивой», «Им 
разрешено радоваться».)
Одним из перспективных направлений сценарного анализа мы считаем изучение 
разрешений во время наблюдения за глазами маленьких детей. В некоторых 
ситуациях ребенок бросает взгляд в сторону родителей, как бы спрашивая 
разрешения на что-то. Иногда он считает себя вправе действовать без 
«консультаций». В случае точной интерпретации можно провести важное различие 
между «разрешениями» и «правами».



Внутреннее освобождение

«Расколдовыватель», или внутреннее освобождение, — это «устройство», отменяющее 
предписание и освобождающее человека из-под власти сценария. Человек становится 
автономным и движимым собственными намерениями. В рамках сценария это — 
«устройство» для его саморазрушения. В одних сценариях оно сразу бросается в 
глаза, в других — его надо искать и расшифровывать, как речения дельфийского 
оракула в Древней Греции. Об этом «устройстве» мало клинических данных, 
наверное, поэтому люди и прибегают к лечению, так как не могут обнаружить его 
сами. Однако и психотерапевт не всегда найдет его быстро. Например, женщина 
живет по сценарию «Спящая Красавица», полагая, что она избавится от фригидности 
тогда, когда встретит прекрасного Принца с Золотыми Яблоками. И за Принца она 
вполне может принять психотерапевта. Последний, конечно, отклонит эту честь в 
основном по этическим соображениям, но еще и потому, что у предыдущего 
терапевта (без лицензии) его Золотые Яблоки обратились в пыль.
Иногда «расколдовыватель» таит в себе иронию. Такое обычно бывает в сценариях 
неудачников: «Все наладится, но после твоей смерти».
Внутреннее освобождение может быть ориентировано либо на событие, либо на время.
 «Когда встретишь Принца», «Когда умрешь сражаясь» или «Когда родишь троих» — 
это событийно ориентированные антисценарии. «Если переживешь возраст, в котором 
умер твой отец» или «Когда проработаешь в фирме тридцать лет» — это 
антисценарии, временно ориентированные.
Мы приведем пример, который в какой-то степени иллюстрирует внутреннее 
освобождение человека.
...Чак — доктор в отдаленном районе Скалистых гор. На многие мили вокруг не 
найти другого врача. Он трудится день и ночь, но, как ни старается, денег на 
содержание большой семьи не хватает: он вечно в долгу у банка. Уже давно он 
ищет партнера, чтобы разделить с ним обязанности, но достойного, как он считает,
 не попадается. Оперировать приходится дома, в поле, в больнице, иногда даже 
где-нибудь в горах. Он чрезвычайно энергичен и всегда выкладывается до конца, 
но не обретает спокойствия и удовлетворения. В конце концов Чак свалился с 
тяжелейшим сердечным приступом. После выздоровления он нашел одну больницу, 
предлагавшую стипендии врачам общего профиля, желающим квалифицироваться в 
какой-то одной специальности. Одновременно нашелся кандидат на его место 
сельского доктора. Он бросил интересную, но очень трудную практику и стал 
приобретать новую, хирургическую специальность.
«Я мечтал об этом всегда, — сказал он психотерапевту, — Но не надеялся 
вырваться из-под власти наставлений моих родителей, пока не довел себя почти до 
инфаркта. Но благо инфаркта нет, и сейчас счастливейшее время моей жизни». 
Инфаркт был его «расколдовыватель», единственный путь избавления. Но благодаря 
помощи психотерапевтической группы ему удалось вырваться из своего сценария в 
добром здравии.
Случай Чака показывает относительно простой и четко определенный способ 
действия всего сценарного аппарата, как он изображен на схеме 9. Антиспенарий 
(контрсценарий) завещан ему обоими родителями: «Трудись усердно». Отец служил 
для него образцом без устали работающего врача. Материнское предписание 
гласило: «Не расслабляйся, трудись до самой смерти». Однако отец предложил ему 
и «расколдовыватель»: «Можно расслабиться только из-за болезней». Лечение 
заключалось в том, чтобы добраться до той части его сознания, откуда эти 
«голоса» посылали свои директивы. Предписание было снято разрешением: «Ты 
можешь расслабиться без болезни». Разрешение, миновав все преграды, охраняющие 
сценарный аппарат, сняло заклятие. Совершенно бесполезно было говорить ему о 
том, что так не может далее продолжаться, так как он заболеет. Он вполне 
сознавал эту угрозу, но напоминание о ней только приводило его в еще большее 
отчаяние, ибо только серьезное заболевание могло стать для него освобождением. 
Ему требовались не угроза и не приказ (приказов у него в голове было 
достаточно), а разрешение, которое освободило бы его от всех приказов. Что и 
было сделано! Тогда он перестал быть жертвой своего сценария и стал хозяином 
самому себе. Он по-прежнему много работал, а отец по-прежнему оставался для 
него образцом медика, но сценарий уже не заставляет его мчаться навстречу 
гибели. Так в пятидесятилетнем возрасте человек обрел возможность следовать 
собственным, свободно избранным путем.


Схема 9. Трудолюбивый человек, добившийся успеха




Сценарное оборудование

Сценарное оборудование — это «детали, болты и гайки», из которых строится 
сценарный аппарат набора «Сделай сам», который частично предоставляют ребенку 
родители, а в какой-то степени он «делает» сам. ...Клементина находилась в 
подавленном состоянии из-за несчастной любви. Со своим возлюбленным она боялась 
быть откровенной, ибо ей жутко было его потерять. С другой стороны, она думала, 
что потеряет его, если не будет с ним откровенной. Ничего дурного за этим не 
скрывалось. Ей лишь не хотелось, чтоб он знал о ее подлинной страстности. 
Ин
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-