|
свет». Реакция и сценарий ребенка в таком случае обычно
основываются на его наблюдениях. Если мать действительно все это время тяжело
болела или стала инвалидом, то он чувствует необходимость взять на себя за это
полную ответственность и никакие рассуждения Взрослого не убедят его Ребенка в
том, что вины-то никакой здесь нет. Если же ребенок не замечает серьезных
заболеваний матери, особенно тогда, когда кто-нибудь в семье, например отец,
говорит или намекает, что ее болезни — уловка, то сценарий отягощается
двусмысленностью, притворством и лицемерием. Иногда мать сама не выдвигает
мысль о своих болезнях после родов, оставляя эту роль отцу, бабушке или тетке.
Возникающий сценарий оказывается трехсторонним с регулярным поступлением
информации (обычно это «плохие новости») от третьей стороны. Если сценарий
«Происхождение» выливается в миф о рождении героя, то сценарий «Искалеченной
Матери» — это миф о рождении злодея, с детских лет отягощенного «чудовищным
преступлением матереубийства». Слова: «Моя мать умерла, когда рожала меня» —
настолько трагичны и тяжелы, что человеку, произнесшему их, необходимы добрая
помощь и участие. Если мать пострадала при родах, то об этом лучше никогда не
говорить.
Имена и фамилии
В книге «Не называйте так младенца», изданной в США, перечисляется ряд
распространенных американских имен и дается краткое описание соответствующего
имени для определенного типа личности. Подобные описания представляют огромный
интерес для сценарного аналитика. Полное имя, сокращенное или ласкательное,
каким наградили или нагрузили невинного младенца его родители, нередко
демонстрирует их желание видеть своего младенца таким, каким они хотят его
видеть в будущем. В качестве сценарных индикаторов имена выявляются чаще всего
в средней школе, где мальчик или девочка, изучая историю и мифологию,
знакомятся со своими знаменитыми тезками или когда приятели сообщают им,
возможно даже со злорадством, скрытые значения их имен. Родители должны думать
об этом, когда дают имя своему малышу, должны уметь предвидеть все последствия
легкомысленно выбранного имени.
Имена могут приобретать сценарное значение с помощью четырех способов:
целенаправленно, по несчастью, из-за небрежности или легкомыслия и по
неизбежности.
1.
Целенаправленно
. Имена могут быть специализированными, например Гален [Имеется в виду Гален —
врач в Древнем Риме.] («Наш сын будет врачом»), или могут представлять собой
вариант распространенного имени, например Чарльз или Фредерик (имена королей и
императоров). Мальчик, которого мать упорно именует Чарльзом или Фредериком и
который сам настаивает, чтобы его так называли все сверстники, чувствует себя
совсем иначе, значительно увереннее, чем ребенок, с кличкой Чак или Фред. Когда
мальчику дают имя по отцу или девочке — по матери, то это также чаще всего
является целенаправленным актом со стороны родителей, который налагает на
ребенка определенные обязательства.
2.
По несчастью.
Иногда, присваивая красиво звучащие имена, родители вовсе не думают о будущем
своих детей. Мальчик тогда получает имя Мармадюк, а девочка — Травиата или
Аспазия. Они, конечно, могут беззаботно прожить в своей местности и спокойно
ходить в свою школу. Но, если родители решат изменить место жительства, они
должны задуматься над своими именами и выработать по отношению к ним стойкую
позицию.
3.
Из-за
небрежности
или
легкомыслия
. Ласковые прозвища детям, такие, как Баб, Сис, Малыш, даются не для того,
чтобы пристать к человеку навсегда. Но очень часто эти имена остаются таковыми
на всю жизнь, независимо от желания человека.
4.
Из-за неизбежности.
Фамилии — совсем другое дело, так как родители в этом вопросе не имеют свободы
выбора, а получают их от прародителей и передают своим детям. Некоторые
достойные европейские имена и фамилии по-английски звучат порой неприлично. В
подобных случаях человек ощущает нечто вроде проклятия предков, из-за которых
ему со дня рождения суждено быть неудачником.
РАЗВИТИЕ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Влияния в раннем возрасте
Первоначальное сценарное программирование начинается в период кормления
младенца и происходит в виде кратких «протоколов», которые позже
«перерабатываются» в сложные трансакции. Обычно это двусторонние сцены, в
которых участвуют младенец и его мать иногда с появляющимися зрителями со
стороны. Мать и малыш связаны в это время кормлением, краткими фразами и
отдельными словами. Несколько сложнее осуществляются сцены купания, в которых
уже можно предсказать, кому (матери или ребенку) суждено быть победителем, а
кому неудачником.
Пройдут годы, в течение которых мама будет то восторгаться своим малышом
(«Какой же он хороший мальчик!»), то волноваться («Его что-то беспокоит?») или
часами сидеть, напевая колыбельную у кроватки заболевшего ребенка. В это время
уже начали формироваться ощущения благополучия и неблагополучия, ко
|
|