|
нередко обнаруживается тогда, когда мать «неожиданно» завещает большую
часть денег неблагодарным детям, оставляя жалкие гроши преданному сыну или
любящей дочери.
Общее правило состоит, на наш взгляд, в том, что дети в своих семейных
отношениях чаще всего в будущем воспроизводят родительские сценарии. Лучше
всего это можно продемонстрировать на простейших примерах, а именно на
количественном и порядковом расположении детей в семье. Пол ребенка лучше не
учитывать, так как его еще не научились регулировать. Наверное, это к счастью,
ибо остается, пожалуй, единственная возможность нарушать повторение сценариев
от поколения к поколению, благодаря чему хотя бы некоторые дети могут начинать
все сначала. Тщательное исследование нескольких семей обнаруживает удивительно
много «совпадений» в этой области.
На схеме 5 изображено сценарное фамильное дерево. В семействе Эйбл было трое
мальчиков: Кэл, Хэл и Вэл. Когда родился Вэл, Хэлу было четыре года, а Кэлу —
шесть лет, так что их порядок — 0 — 4 — 6. Их отец Дон был старшим из трех
детей с расположением 0 — 5 — 7. Их мать Фэн была старшей из трех девочек с
расположением 0 — 4 — 5. У ее сестер Нэн и Пэн также было по трое детей. Мать
Фэн Гренни была старшей из двух девочек с расположением 0 — 6, с выкидышем в
промежутке. Видно, что промежуток между рождениями всех этих троиц
располагается в пределах от пяти до семи лет. Такого рода фамильное дерево
показывает, что при планировании семьи, когда это касается ее численности и
расположения в ней детей, люди часто следуют примеру своих родителей.
Рассмотрим, какие «сценарные указания» могли бы быть даны Грэммом и Гренни Дону
и Фэн.
Схема 5. Сценарий: фамильное дерево семейства Эйбл
А
. «Когда вступишь в брак, роди троих детей. Потом ты будешь свободной в своих
действиях». Это самый гибкий сценарий, не требующий спешки и принуждения, к
тому же ни в чем не имеющий ограничений. Страх «сценарного срыва» и отсутствие
материнской любви могут угрожать тогда, если Фэн нарушит сценарий, то есть
вовремя не произведет на свет запланированных трех отпрысков. Но заметьте: Фэн
не свободна,
пока
не родит третьего ребенка. Этот сценарий мы называем «Пока».
В
. «Когда выйдешь замуж, роди по крайней мере троих детей». Здесь также нет
ограничения, но может ощущаться некоторая спешка, особенно если Грэмм и Гренни
будут отпускать шуточки по поводу плодовитости Дона и Фэн.
С
. «Когда вступишь в брак, имей не больше троих детей». Здесь спешить некуда, но
вводится ограничение, так что Дон и Фэн могут опасаться новых беременностей
после третьего ребенка. Это сценарий «После», так как предполагаются
неприятности в случае рождения (
после
третьего) новых детей.
Теперь посмотрим, как могла бы рассуждать Фэн в свете каждого из этих указаний,
если бы родила четвертого ребенка (предположим, Педвара). В свете
А
: «Первые трое — бабушкины и пусть воспитываются по ее методе». Педвар же —
собственный ребенок Фэн, она может растить его так же, как Кэла, Вэла и Хэла, а
возможно, и иначе. У этого ребенка она может воспитать самостоятельность, и,
может быть, он вырастет более свободным и независимым, чем остальные дети.
Однако Фэн может обращаться с ним, как когда-то с куклой. Это была ее
собственная, особенная кукла, которую она нянчила так, как ей хотелось. А с
другими куклами она обращалась так, как ее учила мать (Гренни). Иными словами,
та любимая кукла ее детства как бы подготовила специальный сценарий для
четвертого ребенка — Педвара. Эти сценарии Фэн может использовать, выполнив
свой долг перед Гренни. В случае
В
все будет похоже на
А
, с тем лишь исключением, что Гренни будет иметь на Педвара большее влияние,
чем в случае
А
, поскольку он будет рассматриваться как дополнительная возможность, которую
предоставила Гренни, а не как результат свободного выбора. В свете
С
Педвар — уже неприятность, поскольку, родив его, Фэн нарушила указание Гренни.
Поэтому к нему будут относиться как к нежеланному ребенку: неприветливо, нервно
или безразлично. В этом случае, если принцип наших рассуждений верен,
окружающие будут постоянно замечать, что он отличается от трех своих старших
братьев в худшую сторону.
Далее рассмотрим игры, в которые и
|
|