Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 2. Эрик Берн - Люди, которые играют в игры - 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
 назад в свой «замок» и вновь «заснула». 
Если же Спящая Красавица соглашается на меньшее, не на принца, а на Макинтоша 
из зеленной лавки, то она будет чувствовать себя обманутой, станет вымещать на 
нем зло. Но в то же время она не будет терять из виду других мужчин: а вдруг 
появится тот самый, долгожданный Принц. Описанный сценарий очень важен, потому 
что множество людей на всем земном шаре тем или иным образом проводят свою 
жизнь в ожидании Rigor mortis.



Семейная драма

Хорошим способом, раскрывающим основную интригу и главные линии сценария 
пациента, мы считаем возможность предложить ему вопрос: если вашу семейную 
жизнь представить на сцене, какая могла бы получиться пьеса? Прототипом 
некоторых семейных драм нередко считают пьесы древнегреческого драматурга 
Софокла об Эдипе и Электре. Сценарный аналитик должен знать, что драма Эдипа 
или Электры может выражаться в замаскированных сексуальных переживаниях матери, 
связанных с сыном, и во влечении отца к дочери. Внимательное изучение подобных 
ситуаций почти всегда открывает довольно явные трансакции, свидетельствующие о 
том, что эти влечения и чувства могут реально существовать, хотя родители 
обычно стараются их скрыть за своего рода «шумовой завесой». Смущенный родитель 
маскирует половое влечение Ребенка в нем к его собственному отпрыску, становясь 
на Родительскую позицию шумных указаний и поучений. Но в определенных 
обстоятельствах подлинные чувства пробиваются наружу, несмотря на попытки 
скрыть их. Обычно самыми счастливыми родителями бывают те, кто открыто 
восхищается привлекательностью своих детей.
Трагедии Эдипа и Электры в реальной жизни возможны в разных вариантах. Когда 
дети становятся взрослыми, то вполне вероятны случаи, что мать вступает в 
интимную связь с приятелем сына или отец с подругой дочери. Иная, более 
«игровая» версия — это когда мать находится в интимных отношениях с приятелем 
дочери, а отец — с подругой сына. Любое отклонение от нормальных ролей Эдипа и 
Электры должно интересовать психотерапевта, так как в этом сценарии обычно 
заложены основные жизненные проблемы, несомненно воздействующие на весь 
жизненный путь личности.



Судьба человека

Мы считаем сценарием то, что человек еще в детстве планирует совершить в 
будущем. А жизненный путь — это то, что происходит в действительности.
Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически, а также положением,
 которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, 
несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне 
обоснованный жизненный план. То же может случиться, если «герой» вдруг войдет в 
сценарий какого-нибудь незнакомца, например, хулигана, убийцы, автолихача. 
Комбинация подобных факторов может закрыть путь для реализации определенной 
линии и даже предопределить трагичность жизненного пути.
Существует множество сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское 
программирование, поддерживаемое внутренним «голосом», который древние звали 
«демоном»; конструктивное родительское программирование, подталкиваемое 
течением жизни, с давних времен именуемой physis (природа); внешние силы, все 
еще называемые судьбой; свободные устремления, которым древние не дали 
человеческого имени, поскольку они были привилегией богов и королей. Продуктом 
действия этих сил и оказываются различные типы жизненного пути, которые могут 
смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, 
насильственному или независимому.

* * *

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим 
в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда.
Фрейд соотносил многие аспекты человеческого существования с драмой Эдипова 
мифа. С точки зрения психотерапевта, можно представить пациента Эдипом, что 
должно проявиться в его реакциях. «Эдип» — это нечто происходящее в голове 
пациента. В сценарном же анализе Эдип — это драма, реально развертывающаяся в 
действительности, разделенная на сцены и акты, с экспозицией, кульминацией и 
финалом. Очень важно, чтобы пациент видел, как окружающие его люди играют свои 
роли. Ведь он знает, о чем следует говорить с людьми, чьи сценарии пересекаются 
или стыкуются с его собственными.
Некоторые ученые — последователи Фрейда считают, что «Эдип» — это драма, а не 
просто разбор реакций, другие психологи придерживаются мнения о том, что самые 
важные мифы и волшебные сказки происходят из одного фундаментального сюжета, 
который реализуется в фантазиях или в действительной жизни многих людей всего 
мира. Самые ранние сценарные психоаналитики были в Древней Индии. Они строили 
свои предсказания в основном на астрологических идеях. Об этом любопытно 
говорится в «Панчатантре» [»Панчатантра» — памятник санскритской 
повествовательной литераторы (около III-IV вв.), объединяющий книги, басни, 
сказки, притчи и новеллы нравоучительного характера].




ВЛИЯНИЕ ПРЕДКОВ



Задолго до рождения

Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь прародителей 
тех семей, у которых прослеживается в письменном виде в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-