|
должен бросить пить, потому что…»
*Ходы*: 1) провокация — обвинение или прощение; 2) потворство своим желаниям —
гнев или разочарование.
«*Вознаграждения*»: 1) внутреннее психологическое — а) выпивка как процедура —
бунт, утешение, удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра
— самобичевание; 2) внешнее психологическое — избегание сексуальной и других
форм близости; 3) внутреннее социальное — «Посмотрим, сможешь ли ты меня
остановить»; 4) внешнее социальное — времяпрепровождения «На следующее утро»,
«Коктейль» и т. д.; 5) биологическое — попеременный обмен выражениями любви и
гнева; 6) экзистенциальное — «Все меня хотят обидеть».
2. «Должник»
*Тезис*. «Должник» — это не просто игра, это нечто большее. В Америке игра
«Должник» для многих людей становится сценарием, планом на всю жизнь. Впрочем,
то же самое происходит, например, в джунглях Африки, где родственники юноши
покупают ему за огромную цену невесту и он на многие годы становится их
должником.
В США, в наиболее цивилизованных районах, господствует, по существу, такой же
обычай, только вместо невесты чаще всего новобрачным покупается дом. Если
необходимую сумму не дают родственники, то на этот случай существует банк.
Таким образом, и африканский юноша с болтающимся в ухе амулетом на счастье, и
американский с каким-нибудь подобным амулетом — оба молодых человека вдруг
могут почувствовать, что в их жизни появилась «цель». Большой праздник —
свадьба или новоселье — происходит ведь не тогда, когда долг выплачен, а в
момент займа. Например, по телевизору чаще всего рекламируют не мужчину средних
лет, который наконец-то выкупил закладную, а человека молодого, въезжающего в
новый дом со своей семьей и гордо размахивающего только что подписанными
бумагами, которые свяжут его по рукам и ногам на все годы наибольшего расцвета
его жизни. А после того, как все его долги — закладная, страховка, обучение
детей в колледже — будут выплачены, он начинает представлять собой «проблему»:
«почтенный гражданин», которому общество должно обеспечить не только
материальный комфорт, но и новую «цель». Если этот человек практичен и
расчетлив, то он может превратиться из великого должника в великого кредитора,
но такое в США случается сравнительно редко.
Пока я пишу эти строки, на подоконник вползает мокрица. Если перевернуть ее на
спинку, она приложит отчаянные усилия, чтобы снова очутиться на ногах. И все
это время у нее будет «цель». Но вот ей удалось перевернуться, и мы словно
видим победное выражение ее «лица»! Она уползает, а я пытаюсь представить себе,
как могла бы она на ближайшем сборище мокриц рассказать свою историю и молодые
мокрицы смотрели бы на нее с восхищением, как на насекомое, которое добилось
своего в жизни. И в то же время к ее самодовольству примешивается оттенок
разочарования. Теперь, когда ей удалось всего достичь, жизнь кажется бесцельной.
Может быть, она еще вернется назад в надежде повторить сей подвиг. Надо бы
пометить ее спинку чернилами, чтобы можно было ее узнать если она вдруг рискнет
вернуться. Невольно подумаешь: «Отважное насекомое эта мокрица. Неудивительно,
что этому виду — несколько миллионов лет».
Тем не менее большинство молодых американцев относятся к своим закладным
всерьез только в период стресса. Если у них возникает состояние депрессии или
они находятся в неблагоприятной финансовой ситуации, то долговые обязательства
могут поддерживать человека, даже спасти его от некоторых опасных действий,
вплоть до таких трагических, как самоубийство. Обычно же молодые американцы
лишь слегка поигрывают в «Если бы не долги». И только небольшая их часть играет
в полную силу, превращая игру «Должник» в дело всей своей жизни.
В игру «Попробуй получи с меня» (ППСМ) обычно играют молодожены. Эта игра
строится таким образом, что игрок «выигрывает» независимо от ее исхода. Так,
Уайты (супруги) покупают в кредит всевозможные товары и услуги
— дешевые или дорогие, в зависимости от того, из какого они социального круга и
как их учили играть родители и дедушки с бабушками. Если после нескольких
слабых попыток получить очередной взнос кредитор сдается, то Уайты могут и
дальше пользоваться купленным вполне безнаказанно. В этом смысле они выигрывают.
Если же кредитор начинает действовать более энергично, то они получают
удовольствие одновременно и от того, что заставляют его погоняться за ними, и
от самих покупок. Однако игра начинается всерьез, когда кредитор вознамерится
во что бы то ни стало добиться уплаты взноса. Чтобы получить свои деньги, ему
придется прибегнуть к крайним мерам, которые включают и элементы принуждения,
например кредитор подъезжает к дому Уайтов на ревущем грузовике, кузов которого
ярко размалеван большими буквами: «Агентство по сбору взносов».
В этот момент в игре наступает перелом. Уайт понимает, что ему скорее всего
придется выкладывать деньги. Однако из-за оттенка принуждения, появившегося в
его взаимоотношениях с кредитором (чаще всего он знаменуется «третьим
предупреждением» от сборщика взносов: «Если Вы не прибудете в наше учреждение в
течение сорока восьми часов…»), Уайт чувствует себя вправе возмутиться, и
переключается на один из вариантов игры: «Ну что, попался, негодяй!» В этом
случае он выигрывает, демонстрируя всем, какой алчный и безжалостный человек
сборщик взносов, ни одному слову которого нельзя верить.
Два наиболее очевидных «вознаграждения» при этом следующие: 1) выигрыш
укрепляет жизненную позицию Уайта, которая является замаскированной формой
установки «Все кредиторы — люди алчные»; 2) Уайт сильно выигрывает во внешнем
со
|
|