|
вашего мозга принялись
обрабатывать сигнал так, как будто это вовсе и не часы. Например, вы принялись
изучать яркие блики света на стеклянном циферблате, или изящное начертание цифр,
или гипнотическое тиканье механизма, или гладкость металлического корпуса...
Предположим, что вы задумались над эфемерной природой времени или
недолговечностью материи...
Если вы продержитесь в этом состоянии достаточно долго, то сможете испытать
неожиданное настоящее смещение восприятия, подобное тому, которое пережил
художник-сюрреалист Сальвадор Дали, автор тающих часов — одного из самых
поразительных образов современной живописи (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Когда вы смотрите на часы, определенная область коры головного мозга
объявляет всем остальным областям мозга, что это часы. Те прекращают дальнейшее
принятие и обработку сигналов, способных характеризовать часы не только как
механизм для отсчета времени. Фактически область распознавания образов
присвоила предмету ярлык, уценила его и сказала всем остальным: «Оставим это.
Проблема уже решена. Это всего лишь часы». Так работает эффект уценки. Однако,
если позволить другим областям мозга, игнорируя ярлык и минуя уценку,
продолжить изучение — обычные часы могут предстать художественным шедевром,
подобным картине Сальвадора Дали.
5.8.НЕМЫСЛИМО - ЗНАЧИТ, ПРАВИЛЬНО
Помните, в каком смятении был бедняга Кекуле, прежде чем задремать у камина?
Кекуле был подавлен и чувствовал, что просто не способен больше работать.
Меньше всего он ожидал гениального прозрения, которое помогло найти решение
задачи, казавшейся неразрешимой, и которое сделало его знаменитым.
Если бы только Кекуле знал, что отчаяние было доброй приметой! Его левое
полушарие признало свое поражение в попытках найти какой-то смысл в окружающем
хаосе. Оно уже было готово сдаться и уйти с дороги.
Чувство растерянности яснее всего говорит о том, что ваш глушитель основательно
подавлен. Когда ваш внутренний цензор бдит, вам, напротив, все кажется простым
и очевидным. И только когда гениальная мысль начинает пузыриться в котле вашего
сознания, вы ощущаете себя озадаченным и растерянным, как Кекуле в момент
размышления над огненными змейками.
Не думайте, что пространство для сюрприза окажется чем-то вроде уютной гостиной.
Это чуждый пейзаж, наполненный вихрями и сомнениями. Если на вас накатило
отчаяние, испейте его до дна. Ощутите вкус сомнений — пусть они извиваются
вокруг вас, как змеи Кекуле. Это значит, что ваша победа близка.
5.9.ТИПИЧНЫЙ СЮРПРИЗ
В потоке образов Ричарда По, описанном в главе 3, образ гепарда в африканской
саванне совершенно естественно вытекал из первоначального узора с пятнами. В
дальнейшем история с гепардом разворачивалась достаточно логично, как в
диснеевском мультфильме из жизни дикой природы. Мы могли бы предположить, что
скоро пара гепардов устремится в погоню за какой-нибудь газелью. Но это было бы
слишком логично, слишком очевидно, слишком уж «несюрпризно».
Вместо этого, без всякого предупреждения, небо раскалывается надвое гигантской
фигурой Лукреции Борджиа в наряде пятнадцатого века, которая взирает на нас с
небес, по виду и запаху напоминающих лабораторию алхимика.
Подобные картины типичны для снов и потока образов. Они знаменуют внедрение в
сознание сообщения из области подсознания. Но такие вторжения не обязательно
представляются в причудливой форме. Они могут иметь вполне мирской облик —
например, красная туфля на высоком каблуке или автомобильная покрышка, которая
упорно появляется снова и снова. Любое неожиданное явление в потоке образов
исходит из пространства, недоступного цензору.
В следующей главе мы рассмотрим, как можно расшифровывать загадочные сообщения.
Но пока мы только учимся стимулировать подобные прорывы подсознания.
5.10.КАК ВЫЗВАТЬ ЭФФЕКТ СЮРПРИЗА
Нередко приходится заниматься просмотром потока образов достаточно долго и без
видимого результата и очевидного эффекта сюрприза. Это особенно характерно для
тех, кто недавно практикует методику просмотра образов. В этом случае
приходится вмешиваться в ход потока образов.
Вообще говоря, ничего хорошего в таком вторжении нет. Чем более вы поглощены
потоком образов, тем сильнее чары правого полушария мозга и тем откровеннее
будут предстающие перед вами образы. Любое вмешательство является акцией со
стороны левого полушария; оно разрушает наведенные чары и угрожает спонтанности
образов.
И тем не менее я разработал несколько способов искусственного вызова эффекта
сюрприза, которые почти не нарушают спонтанности. Некоторые из них описаны ниже.
5.10.1.Создание пространства для ответа
Неспособность получить сюрприз, как правило, связана с некоторой формой
торможения. Вы можете обмануть свое подсознание, предложив ему выдать сюрприз в
пространство для ответа, скрытое от посторонних взоров. Подойдет любой
непрозрачный барьер.Представьте себе пространство, отгороженное стеной или
находящееся за тяжелой дверью крепостной башни (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Метод создания отправных пунктов. Вообразите себе дверь, ведущую в
таинственное пространство для ответа. Когда дверь откроется, вы увидите ответ.
Самое главное — оно должно быть недоступно для вас. Фактически вы говорите
своему подсознанию: «Если
|
|