|
строят свое
восприятие упорядоченно, кропотливо собирая фрагменты ощущений, подобно тому
как ребенок строит башню из кубиков.
В 1912 году немецкий психолог Макс Вертхеймер задал прозорливый вопрос: почему
кинозрители воспринимают происходящее на экране как серии плавных,
жизнеподобных движений? Ведь фактически они наблюдают всего лишь
последовательность фотоснимков.
Вертхеймер пришел к выводу, что иллюзия непрерывности движения объясняется
определенной настройкой мозга на восприятие тысяч мелькающих кадров. Он
рассматривал мозг как некий механизм, стремящийся сохранить постоянное
равновесие в мире, наполненном хаотическим, сводящим с ума беспорядком. Как
только равновесие мозга нарушается потоком спутанных образов, он немедленно
начинает восстанавливать его, превращая восприятие в прогон цепочки простейших
цельных образов (гештальтов), которые способны передавать информацию.
5.4.4.Гармония из хаоса
В сущности, возникновение каждого прекрасного и мелодичного звука
симфонического оркестра объясняется феноменом стоячих волн. Стоячие волны
неподвижны в пространстве, хотя и создаются в результате наложения движущихся
волн.
Если ударить молоточком по струне рояля, перебирать пальцами струны гитары или
сыграть на кларнете или органе, звуковые волны будут носиться от одного конца
инструмента к другому, постоянно «сталкиваясь» между собой. Но из этого
хаотического диссонанса в пространстве возникает благозвучная стоячая волна,
похожая на радугу Фарадея, висящую в тумане водопада. Именно такие волны и
рождают божественную музыку.
5.4.5.Если не сломалось - ломайте
Несколько лет тому назад руководители предприятий имели привычку
предостерегать: «Не трогайте, пока не сломалось!». Они боялись нарушить
привычную ритмичную работу устройства ненужными усовершенствованиями. Со
временем традиционная мудрость претерпела некоторые изменения. Сейчас
современные руководители требуют: «Если еще не сломалось — ломайте!»
Они уверены, что если разрушить старую систему, то она возродится на более
высоком уровне. Этот подход, иногда называемый «творческим разрушением»,
зеркально отражает работу мозга, который в ответ на нарастающий беспорядок
рождает все более совершенные законченные образы — гештальты.
В этом смысле гениальные мысли подобны стоячим волнам. Как только в кругу
обратной связи наше восприятие сталкивается с другим потоком образов, левое
полушарие на время «выходит из строя», и эта коллизия вызывает появление
стоячих волн удивительного изящества и красоты (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Когда быстрый поток мыслей опережает вашего внутреннего цензора, он
поднимает целый вихрь беспорядочно воспринимаемых образов. Но подобно тому, как
труба органа преобразует завихрения воздуха в божественную волну чистого звука,
так и правильно настроенный мозг из хаоса мыслей рождает стоячие волны озарений.
(Здесь под термином «контекст» понимается та проблема или объект, на которых
вы в данный момент сосредоточены.)
Именно так у Кекуле и возникло видение огненной змеи. В тот момент, когда он
подумал «А что же это такое?», несущиеся навстречу друг другу потоки образов —
осознанный и вновь возникший — сомкнулись, образовав стоячую волну.
5.5.КАК ИЗМЕНИТЬ ПЕРСПЕКТИВУ
Посмотрите на стеклянный куб. Куда наклонена его передняя грань — влево вниз
или вправо вверх? Вы никак не можете решить, куда обращена передняя грань —
влево вниз или вправо вверх?
Глядя на этот куб, называемый кубом Неккера, в течение нескольких секунд, вы не
заметите никаких перемен. Затем он неожиданно переворачивается, и вы видите уже
совершенно другое изображение. А ведь на самом деле ничего не менялось!
Изменился только ваш гештальт.
5.5.1.Аттракторы сознания
Представьте себе резиновый мяч, брошенный в большой круглый сосуд. Мяч будет
скатываться по спирали, пока, наконец, не остановится на самом дне. Математик
сказал бы, что мяч притягивается дном. Точка покоя мяча будет называться
аттрактором.
Когда мы меняем позицию, созерцая куб Неккера, мы можем сказать, что каждая из
двух возникающих противоположных перспектив является аттрактором нашего
восприятия.
Теперь давайте представим себе два одинаковых круглых сосуда. Каждый из них
соответствует одному из двух возможных способов видения куба Неккера. Если
бросить мяч в один из сосудов, то можно ожидать, что он в конце концов
опустится на дно и там остановится. Но смешно было бы предполагать, что мяч
неожиданно сам собой перескочит в соседний сосуд и, тем более, что он
попеременно будет перескакивать из одного сосуда в другой.
Но именно это и происходит при созерцании куба Неккера. Наше восприятие
самопроизвольно переключается с одного аттрактора на другой, ни на одном не
останавливаясь. Как это происходит?
Для того чтобы мяч перескакивал из одного сосуда в другой, нужно приложить
определенную энергию извне. Например, можно стукнуть кулаком по дну сосуда, что
заставит мяч подпрыгнуть и перелететь в другой сосуд. Потом точно так же
стукнуть по второму сосуду и так далее.
Какая же энергия вызывает переключение восприятия с одного аттрактора на
другой?
5.6.ВЛАСТЬ ХАОСА
Ураганы — одно из самых могущественных явлений природы. И тем не менее ураган
может быть спровоцирован поразительно слабым импульсом. Теоретически бабочка,
взмахнув крылышками в одном полушарии Земли, может вызвать цепную реакцию
атмосферных вихрей, которые постепенно перерастут в сметающий все на своем пути
ураган в другом полушарии.
|
|