|
ь вы
готовы к тому, чтобы поэкспериментировать с произвольными образами.
3.5.3.Оставайтесь бдительны
Когда вы ждете спонтанные образы, то должны быть готовы ко всему. Не надо,
подобно Бобу С., подавлять образ покрышки в надежде увидеть нечто волшебное и
конкретное. Образы могут принимать любую форму: забор, чье-то лицо, ветка
дерева. Но возможно и ощущение песка, запах пряника, какая-то эмоция. Нередко
что-то трудно уловимое, вроде цветных пятен, пересекающихся линий или световых
зайчиков.
Главное — сохранять бодрствование. Когда образ запечатлевается в вашем сознании,
происходит нечто невообразимое! Многие срываются именно в этот момент,
поскольку им кажется, что образ должен неуничтожимо присутствовать в сознании,
пока они описывают его. Увы. Но даже если образ мелькнул и исчез, вы можете
описать его по памяти, как описываете Тадж-Махал. Кстати, сам процесс описания
способен снова представить заветное видение вашему мысленному взору.
Не стоит беспокоиться о точности. Неважно, если вы немного преувеличиваете. Вы
можете совершенно свободно приукрашивать свое описание, если ваши фантазии
сделают образ более жизненным. Но помните, в таком случае лжесвидетельство
коснется всех пяти чувств. Иногда запах провоцирует появление зрительных
образов, а вкус может напомнить о звуке. В начале вашей практики такое смешение
может помочь вам запустить абсолютно неожиданный поток сознания.
Ну а теперь отложите книгу в сторону, закройте глаза и погрузитесь в поток
образов, предварительно придя в расслабленное состояние, воспользовавшись
методом бархатно-гладкого дыхания.
3.5.4.Для тех, кто не спит
Первая заповедь гласит: описывайте образы вслух! Новички часто думают, что сами
знают, как лучше. Если они вообще утруждают себя описывать что-то, то делают
это тихо или про себя. А это самый верный способ заснуть. Кстати, если вы
страдаете от бессонницы, то я настоятельно рекомендую вам поупражняться в
просмотре потока образов, лежа в постели. Это гарантирует вам здоровый сон
лучше, чем все снотворные из вашей аптечки.
Во время своих мысленных экспериментов Эйнштейн держал в каждой руке по камню:
когда он начинал дремать, камень падал и будил его. Такой способ, конечно, не
даст заснуть и вам, однако в этом случае не приходится говорить о свободно
льющемся, изобилующем словами и сравнениями рассказе, да и обратная связь с
аудиторией будет отсутствовать, — а она совершенно необходима при просмотре
потока образов.
3.6.ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Даже если образ уже исчез, никогда не говорите: «Я видел то-то и то-то». Всегда
стройте свою фразу: «Я вижу...» или «Я смотрю на...». Используйте только
настоящее время!
3.6.1.Обратная связь
Поток образов обладает свойством самоусиления. Практически любой стимул может
пробудить поток образов, но, начиная с этого момента, только ваше словесное
описание поддерживает его дальнейшее течение. Иначе говоря, чем больше вы
описываете, тем больше образов получаете. Ваш монолог формирует цикл обратной
связи. Он не только следует за потоком образов, но в то же время и создает его
(рис. 3.1).
Рис. 3.1. Описывайте мысленные образы вслух, пользуйтесь магнитофоном или
рассказывайте кому-то. В процессе описания следите за собственной реакцией.
Эффективность данного процесса пропорциональна количеству подсознательных
мыслей в фокусе внимания, которые благодаря обратной связи переходят на уровень
сознания.
Именно поэтому некоторое сочинительство вполне допустимо. Это законная часть
творческого процесса, которая обеспечивает обратную связь с подсознанием и
взаимодействует с вашим воображением. Подобно вдохновению художника или поэта,
ваше словесное творчество руководствуется подсознанием, несмотря на то, что
подчиняется сознательной воле. Аналогично использование настоящего времени
гарантирует обратную связь для потока образов, делая его более продолжительным
и непосредственным.
Попробуйте снова погрузиться в поток образов и описать увиденное в настоящем.
Проследите за тем, какие это вызовет последствия, насколько четче и живее
станут образы.
3.7.ИЩИТЕ СВОЙ ПУТЬ
Еще в 60-е годы ученые начали использовать биологическую обратную связь для
того, чтобы обучить людей контролю над своим телом по системе йогов. Испытуемые
часами просматривали записи своих кардиограмм или температуры тела, стремясь по
своей воле изменить показания. К немалому изумлению экспериментаторов,
участвующие в эксперименте люди довольно быстро освоили умение контролировать
частоту пульса, температуру тела и прочие, казалось бы, совершенно
неподвластные функции.
Сейчас аналогичный принцип применяется для создания так называемых «машин с
мозговым приводом». Люди успешно играют в компьютерные игры и работают с
программами, используя только лишь импульсы мозга, которые передаются через
электроды, прикрепленные на коже головы. Они сами не могут объяснить, как им
удается столь тонко манипулировать своими мозговыми сигналами. «Это похоже на
нащупывание верного пути», — говорят они. Такое чувство может развиться только
как реакция на обратную связь. Вот вы подумали — и компьютер отреагировал на
это, вы подумали иначе — и компьютер отреагировал по-новому. Методом проб и
ошибок вы со временем начинаете понимать, как работает система.
Опыт работы с потоком образов
|
|