Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Биркенбил В. - Язык интонации, мимики, жестов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
говорились не анализировать формы лба, речь пойдет о мимических 
возможностях морщин на лбу, которые могут быть горизонтальными, вертикальными 
или смешанными. Часто горизонтальным морщинам сопутствует подъем бровей. Но 
возможен также и едва ощутимый подъем одной или обеих бровей без того, чтобы 
морщился лоб. 
Горизонтальные складки лба. 
   В качестве основного правила мы можем привести следующее: 
   Горизонтальные складки на лбу означают состояние повышенного внимания. 
   Конечно, это повышенное внимание может иметь различные причины. К примеру, 
можно указать на следующие: 
  1. Ужас. 
  2. Страх. 
  3. Несообразительность. 
  4. Изумление. 
  5. Удивление. 
  6. Замешательство. 
  7. Неожиданность. 
   Еще раз напомним, что отдельные сигналы чаще всего должны рассматриваться 
совместно с другими. То же самое справедливо и для сигналов мимики. 
   Образование морщин на лбу автоматически сопровождается движением других мышц 
лица, отвечающих за управление глазами, ртом и т. п. Мы редко видим их в чистом 
виде - только в комбинации с другими сигналами лица. И в зависимости от того, с 
какой сопутствующей мимикой появляются на лбу морщины, они будут иметь 
различный смысл. Так, например, горизонтальные складки и открытые глаза можно 
интерпретировать следующим образом: душевное состояние находится в 
выжидательном внимании по отношению к некоторым фактам, привлекшим сознание. 
   Другой возможной комбинацией двух мимических сигналов могло бы быть, 
например, образование горизонтальных складок в совокупности с полузакрытыми 
(слегка прищуренными) глазами. Эта комбинация может наблюдаться, когда кто-то 
очень старается что-то расслышать или разглядеть; например, в ситуации, когда 
что-то мешает слушать или недостаточна громкость источника звука (в том числе и 
технического, например, радио). В просторечии мы бы сказали, что он "навострил 
уши". Однако эта формулировка может использоваться не только в переносном 
смысле, но и в буквальном. Когда мы "вострим уши", то фактически инстинктивно 
двигаем сильно атрофированными мышцами ушей. Понаблюдайте, как это выглядит у 
кошек, собак и кроликов. 
   Зачастую эти усилия сопровождаются "игрой" с ушами, а также дополнительными 
жестами или изменениями позы. Так подставляют руку к ушной раковине, чтобы тем 
самым как бы увеличить ее и направить в нужное направление. Аналогично собака 
расправляет свое ухо и поворачивает его. Изменение позы выражается наклоном в 
сторону источника звука, например к говорящему, которого хочется лучше понять. 
Конечно, можно развернуть и сам источник звука, если это, например, телевизор. 
   В рамках нашего неизбежно поверхностного анализа мы не можем привести все 
возможные комбинации двух и более сигналов (в зависимости от точности это 
потребовало бы от 600 до 60 000 страниц), поэтому мы ограничимся простыми 
сигналами. 
   Тут я хочу обратить ваше внимание на очень важный момент. Он касается 
восприятия комбинаций сигналов тела другого человека, особенно мимических. 
Обычно, обозревая картину с большим количеством деталей, человек не в силах 
уделить равного внимания всем аспектам наблюдаемого, поэтому выбирает что-то 
одно и основное внимание уделяет ему. Сигналы, исходящие от этого осознаваемого 
предмета наблюдения, исследователи называют первичными. Сигналы, исходящие от 
других частей наблюдаемого объекта, видимые за счет "бокового зрения" и не 
осознаваемые наблюдателем, называются вторичными. Так вот в момент восприятия 
комбинаций мимических сигналов вы осознанно всматриваетесь только в один из 
сигналов, другие входят в вас бессознательно, отчего их ценность не уменьшается 
- вы воспринимаете всю картину целиком, одновременно и первичные и вторичные 
сигналы. Более того, именно благодаря этому "побочному впитыванию" вторичных 
сигналов систематические упражнения по восприятию комбинаций сигналов и 
развивают бессознательное чутье, без которого немыслим опытный в общении 
человек. Я бы рекомендовала проводить эти систематические упражнения по методу, 
принятому в науке - с помощью целенаправленного создания условий, в которых у 
окружающих вас людей проявлялись бы именно те сигналы, которые вы намереваетесь 
исследовать. Естественно, реализовывать такие эксперименты нужно осторожно, 
чтобы ваши знакомые не заподозрили, что их используют в качестве подопытных 
кроликов. Для этого нужна определенная ловкость. 
   Еще одну возможность для целенаправленного наблюдения предлагает следующий 
эксперимент, который нужно проводить насколько можно чаще. 
Эксперимент по образованию горизонтальных складок. 
   Приготовьте магнитофонную кассету с записью текста на иностранном языке - 
пусть это будет прозаический текст или песня. Попросите кого-нибудь, кто хорошо,
 но не бегло знает этот язык, помочь вам перевести текст на кассете. Затем 
проиграйте ему эту запись, удобно устроившись в кресле и наблюдая (более или 
менее откровенно) за образованием горизонтальных морщин на лбу переводчика. 
Прежде всего вы, конечно, обратите внимание на легкий подъем бровей... 
   Итак, в ходе эксперимента вы сознательно регистрируете только сигналы лба. 
Однако при этом происходит и бессознательное нак
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-