Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
ние)  в  разных  местностях   может
отличаться  рядом  деталей, однако в основе своей он неизменен.  Формальные
ритуалы  (например, католическая литургия) характеризуются гораздо  меньшей
свободой.  Форма  ритуала  определяется Родительской  традицией,  однако  в
незначительных  деталях  может сходным образом  сказываться  более  позднее
Родительское  влияние, хотя его результаты и не столь устойчивы.  Некоторые
формальные  ритуалы, особенно интересные с исторической  и  этнографической
точек  зрения,  имеют  две  фазы:  1)  Трансакции  происходят  при  строгой
Родительской  цензуре; 2) Родитель отступает в сторону и  Ребенок  получает
более или менее полную свободу трансакций, приводящую порой к оргии.
     Многие формальные ритуалы первоначально были сильно "загрязненными" (в
указанном  выше смысле), хотя и весьма целесообразными процедурами.  Однако
по  мере  того,  как  шло время и менялись обстоятельства,  многие  из  них
потеряли  какое-либо  значение  как  процедуры  и  превратились  в   символ
лояльности.  Как  трансакции они представляют собой попытку  избавиться  от
чувства  вины  и  получить  вознаграждение путем соответствия  Родительским
требованиям. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность  и  часто
приятный способ структурирования времени.
     Приступая  к  анализу  игр,  мы считаем полезным  вначале  рассмотреть
некоторые неформальные ритуалы. Думаем, что наиболее поучительным  примером
могут быть варианты американских ритуалов приветствия.
     1)  А: Привет! (Доброе утро!).
         В: Привет! (Доброе утро!).
     2)  А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете7).
         В: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно. А вы?).
     3)  А: Ну, счастливо. (Все в порядке).
         В: До встречи.
     4)  А: Пока!
         В: Пока!
     Очевидно,  что этот обмен репликами не несет никакой информации.  Даже
если собеседникам есть что сообщить друг другу, они мудро воздерживаются от
этого.  Чтобы А мог рассказать о том, как он поживает, ему понадобилось  бы
минут  пятнадцать,  но  у В, видимо, случайного знакомого,  нет  времени  и
желания  его слушать. Такую серию трансакций справедливо и вполне адекватно
мы назвали ритуалом из восьми "поглаживаний". Если бы А и В спешили, то они
вполне  могли  бы  удовлетвориться  двумя  "поглаживаниями":  "Привет!"   -
"Привет!"  Если  бы они были, например, старомодными восточными  монархами,
то,  прежде чем перейти к делу, им пришлось бы исполнить ритуал из  двухсот
"поглаживаний". В нашей ситуации, говоря языком трансакционного анализа,  А
и  В слегка улучшили самочувствие друг другу и каждый из них благодарен  за
это другому.
     Этот  ритуал с обеих сторон основан на тщательном интуитивном расчете.
На  этом уровне знакомства оба собеседника чувствуют, что должны друт другу
при  каждой встрече примерно четыре "поглаживания", и при этом не чаще раза
в  день.  Если же они вскоре встретятся снова (например, через  полчаса)  и
ничего  нового за это время не возникло, то они просто пройдут, не  заметив
друг  друга,  или  слегка  кивнут головой. Самое  большее,  что  они  могут
сделать, это обменяться небрежным: "Привет!"
     Подобные  ситуации  возникают не только в течение коротких  интервалов
времени.  Они  могут  охватывать периоды и в несколько месяцев.  Рассмотрим
следующий  случай.  С  и  D  встречаются раз  в  день,  обмениваются  одним
"поглаживанием"  ("Привет!" - "Привет!") и идут по  своим  делам.  Потом  С
уезжает  в  отпуск  на  месяц. В день своего возвращения  он,  как  обычно,
встречает  D. Если D опять ограничится лишь словом "Привет!",  то  С  может
обидеться.  По  расчетам  С,  они  с D должны  друг  другу  около  тридцати
"поглаживаний".  Но их вполне можно вместить в несколько  трансакций,  если
сделать  их  достаточно  выразительными.  D  должен  был  бы  повести  себя
следующим  образом  (каждая единица "интенсивности" или  "интереса"  в  его
репликах соответствует одному "поглаживанию" ):
     1)  D: Привет" (1 единица.)
     2)  D: Что-то вас давно не было видно. (2 единицы.)
     3)  D: Неужели? Где же вы были? (5 единиц.)
     4)  D: Вот здорово! Потрясающе! Ну и как? (7 единиц.)
     5)  D:  Выглядите  вы чудесно. (4 единицы.) Ездили вместе с  семьей?
         (4 единицы.)
     6)  D: Рад был вас снова повидать. (4 единицы.)
     7)  D: Всего хорошего. (1 единица.)
     Таким  образом, на счету D двадцать восемь "налаживании".  И  D,  и  С
знают,  что на следующий день D отдаст два недостающих "поглаживания",  так
что  счет практически сравняется. Двумя днями позже они вернутся к обычному
обмену  двумя "поглаживаниями" ("Привет!" - "Привет!"). Однако  теперь  они
лучше  знают  друг  друга, так как убедились, что  оба  -  вполне  надежные
партнеры, а это может пригодиться, если они встретятся в обществе.
     Полезно рассмотреть и обратный случай. Е и F обычно следуют ритуалу из
двух  "поглаживаний" ("Привет!" - "Привет!"). Но вот однажды  вместо  того,
чтобы, обменявшись стандартным приветствием, пройти мимо, Е останавливается
и спрашивает: "Как дела?" Происходит следующий диалог:
     1)  Е: Привет!
         F: Привет!
     2)  Е: Как дела?
         F: (озадачен). Прекрасно. А у вас?
     3)  Е: Великолепно. Тепло сегодня, правда?
         F: Да. (осторожно.) Хотя, похоже, будет дождь.
     4)  Е: Приятно было повидать вас.
         F:  И  мне.  Извините, я должен успеть в библиотеку  до  закрытия.
         Всего хорошего.
     5)  Е: Всего хорош
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-