|
ак отсюда выбраться?"
*Тезис*. Известно, что лучше всего выживают заключенные, которые
структурируют время заключения деятельностью, времяпрепровождением или с
помощью игры. Излюбленный вид деятельности в одиночном заключении - чтение
или написание книг, а излюбленное времяпрепровождение - побег.
Излюбленная игра заключенных - "Как отсюда выбраться" ("Хочу выйти").
В нее играют также и в психиатрических больницах. Следует отличать эту игру
от операции под тем же названием, известной также как "Хорошее поведение".
Заключенный, действительно желающий выйти на свободу, находит способ
поладить с начальством, так что его могут освободить при первой же
представившейся возможности. В наши дни этого нередко можно достигнуть с
помощью умелой игры в "Психиатрию" типа "Психотерапевтическая группа". Что
касается игры "Хочу выйти", в нее обычно играют заключенные, Ребенок
которых не хочет выйти на свободу. Они симулируют хорошее поведение, но в
решающий момент срываются специально для того, чтобы избежать освобождения.
Следовательно, при операции "Хорошее поведение" Родитель, Взрослый и
Ребенок, сотрудничая друг с другом, добиваются освобождения. В игре "Хочу
выйти" Родитель и Взрослый следуют предписанному поведению до критического
момента, пока Ребенок из-за страха перед ненадежным внешним миром
перехватывает у них инициативу, и все идет насмарку. Игру "Хочу выйти"
наблюдали в тридцатые годы среди подверженных психопатическим расстройствам
иммигрантов из Германии. Когда их состояние улучшалось, они просили
выписать их из больницы, но по мере приближения дня освобождения
психопатические симптомы возвращались.
*Антитезис*. Бдительные администраторы умеют узнавать и "Хорошее
поведение", и "Хочу выйти" и справляться с ними своими силами. А вот
новички в психотерапевтических группах зачастую на эту удочку попадаются.
Опытный психотерапевт, проводящий групповые занятия, знает, что эти игры
чаще всего встречаются в тюрьмах у заключенных с психиатрическими
отклонениями, и будет стараться учитывать их, особенно на самых ранних
этапах занятий. Поскольку "Хорошее поведение" представляет собой достаточно
честную операцию, то к ней можно относиться соответствующим образом и, не
боясь вреда, открыто все обсуждать. Игра "Хочу выйти", напротив, требует
активного лечения, чтобы привести напуганного заключенного в нормальное
психическое состояние.
*Родственные* *игры*. Близкой по своей сути к игре "Хочу выйти"
является операция "Вы должны меня выслушать". Она состоит в том, что
обитатель исправительного или лечебного учреждения требует выслушать его
жалобы. Сами жалобы часто не имеют отношения к делу. Главная цель просителя
- убедиться, что администрация согласна его выслушать. Если администраторы
по ошибке решат, что проситель ждет каких-то действий по устранению причин
жалобы, и в этой связи откажутся его выслушать, это может привести к
неприятностям. Если они согласятся пойти ему навстречу и попытаются
устранить причины жалоб, то поток их лишь увеличится. Если же представители
администрации просто выслушают его, терпеливо и с интересом, то игрок в "Вы
должны меня выслушать" будет вполне удовлетворен, даже будет готов
сотрудничать с администрацией и больше ничего не станет требовать.
Администраторы должны уметь отличать игру "Вы должны меня выслушать" от
серьезных требовании, в связи с которыми следует предпринимать
незамедлительные меры.
К этому семейству принадлежит еще одна игра - "Пришили дело".
Профессиональный преступник может вопить: "Пришили дело!", искренне желая
выйти на свободу. По заключенный, для которою это игра, не будет всерьез
пытаться освободиться под таким предлогом. Иначе - если ему это удастся - у
него больше не будет причины вопить и буянить.
3. "Давай надуем Джо" (ДНД)
*Тезис*. Примером долговременной игры в ДНД может быть мошенничество.
Сюда же относятся разные мелкие проступки, а также шантаж. Проиграть в ДНД
может только человек, у которого мания воровства, как говорят, в крови,
потому что в качестве первого хода Блэк говорит Уайту, что простофиля Джо
только и ждет, чтобы его обманули. Если бы Уайт был абсолютно честен, то он
либо отказался бы принимать участие в игре, либо предупредил бы Джо. Но он
не делает ни того, ни другого. И обычно в тот момент, когда Джо вот-вот
должен попасть в просак, что-то вдруг происходит не так, как было задумано,
и Уайт обнаруживает, что это он оказался в проигрыше.
А в игре "Шантаж" Джо, как правило, входит в комнату именно тогда,
когда ему должны были "наставить рога" И тогда Уайт, поступавший в
соответствии с собственными правилами, вдруг обнаруживает, что теперь ему
придется принять правила Джо, которые ему совсем не по душе.
Как ни странно, предполагается, что жертва (Уайт) знает правила ДНД и
будет их придерживаться. Шайка жуликов предвидит возможность того, что Уайт
донесет на них в полицию. Это не будет поставлено ему в вину, наоборот, ему
даже предоставляется некоторая свобода лгать полиции, чтобы спасти свое
"доброе" имя. Но если он заходит слишком далеко и бестактно обвиняет своих
партнеров в грабеже, это уже - обман, вызывающий у преступников возмущение.
С другой стороны, попавшийся на мелкой краже мошенник, который, например,
опустошил карманы пьяного, вызывает мало сочувствия у своих партнеров,
по
|
|