Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
бийства или самоубийства.  Уайт
(женщина)  склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту,  а  затем
заявляет,  что  он  изнасиловал ее или причинил ей  какой-то  невосполнимый
ущерб.  В  наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу  после
близости с мужчиной фальшивым воплем: "Насилуют!" Если женщина хочет выдать
случившееся  за изнасилование, она может найти союзников, либо  за  деньги,
либо  из  числа  любителей  покопаться в мрачных  историях  (представителей
прессы,  полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда  эти  сторонние
наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет
орудием в их играх.
     В  некоторых  случаях посторонние наблюдатели могут  выполнять  другую
функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна,  потому
что  у  них  на  уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они  ставят  ее  в
ситуацию,  при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать  позора,  ей
приходится  кричать "Насилуют!". Это особенно часто происходит  с  молодыми
девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но  из-за
того,  что  интимные  отношения стали предметом  широкого  обсуждения,  они
вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.
     В  одной  библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался
участвовать  в  этой  игре, после чего жена Потифара  проделала  совершенно
классическое  переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это  превосходная
иллюстрация  обычной  реакции заядлого игрока на  антитезис,  а  также  тех
опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.
     Сочетание  этих  двух  игр  образует игру  "Шантаж".  В  ней  женщина,
соблазнив  Блэка, кричит: "Насилуют!", после чего в игру вступает  ее  муж,
который шантажом вымогает у Блэка деньги.
     У  игры  "Динамо"  тот же детский прототип, что и  у  игры  "Фригидная
женщина":  девочка  побуждает мальчика унизиться или запачкаться,  а  потом
смеется   над  ним.  Это  прекрасно  описал  Моэм  [Моэм,  Уильям  Сомерсет
(1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и
Диккенс  в  "Больших  ожиданиях". Здесь  это  игра  второй  степени.  Более
серьезная  форма  игры,  приближающаяся к третьей  степени,  встречается  в
трущобах.
     *Антитезис*. Способность мужчины избежать вовлечения в игру  или  хотя
бы  удержать  ее  под  контролем зависит от его умения  отличить  выражение
истинных  чувств  от  хода  в  игре. Если он  умеет  держать  ситуацию  под
контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в  игре
"Катись отсюда".
     С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к
маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.
     В  1938  году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом",
который  тридцать  два  года  тому назад, бросив  все,  поспешно  уехал  из
Константинополя после того, как во время делового визита в  гарем  одна  из
жен  султана  загнала  его  в угол. Ему пришлось  оставить  свою  лавку  и,
прихватив   с   собой   запас   золотых   франков,   навсегда   уехать   из
Константинополя.
     *Родственные* *игры*. Варианты игры "Динамо", где главным  действующим
лицом  является  мужчина,  приобрели печальную известность  в  коммерческих
ситуациях:  "В  постели режиссера" (а потом она так и не получает  роли)  и
"Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).
     *Анализ*, приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей  степени,
поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.
     *Цель*: злонамеренная месть.
     *Роли*: Соблазнительница, Волокита.
     *Иллюстрации*.  1)  "Я  на  тебя пожалуюсь,  грязнуля  противный";  2)
обесчещенная женщина.
     *Социальная*  *парадигма*:  Взрослый - Взрослый;  Взрослый  (мужчина):
"Извините,  если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый  (женщина):
"Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".
     *Психологическая*  *парадигма*: Ребенок - Ребенок; Ребенок  (мужчина):
"Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Ну что, попался негодяй!"
     *Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина
- капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.
     "*Вознаграждения*":   1)   внутреннее  психологическое   -   выражение
ненависти   и  проекция  вины;  2)  внешнее  психологическое  -   избегание
эмоциональной  сексуальной близости; 3) внутреннее социальное  -  "Ну  что,
попался  негодяй";  4)  внешнее  социальное  -  "Подумайте,  какой  ужас!";
"Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь"; 5) биологическое - обмен
сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Меня не  в
чем упрекнуть".

                                 4. "Чулок"
     *Тезис*.  Эта  игра  относится к той же группе,  что  и  "Динамо".  Ее
наиболее  очевидное  свойство - эксгибиционизм, который  по  своей  природе
близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и,
еще  не  успев  освоиться, вызывающе приподнимает ногу,  привлекая  к  себе
всеобщее  внимание, и восклицает: "Ах, боже мой, у меня чулок пополз!"  Это
делается  с  расчетом возбудить сексуальный интерес у  мужчин  и  разозлить
остальных  женщин.  Конечно, на любые замечания относительно  ее  поведения
Уайт  отвечает  протестами, призванными свидетельствовать о ее  невинности,
или  же  встречными  обвинениями. Это делает игру похожей  на  классический
вариант  "Динамо". Отличительной чертой является отсутствие у  Уайт  умения
адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится  понять,  что  за
люди  ее  окружают, или дождаться подходящего момента для  своего  маневра.
Поэтому  ее  ход  сраз
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-