|
тезис опасен в
той же мере. Заводить любовницу всегда рискованно. Поставленная в условия
стимулирующего соперничества, жена может прекратить свою игру и попытаться
начать нормальную супружескую жизнь. Однако это может быть слишком поздно.
С другой стороны, с помощью адвоката жена может использовать связь мужа как
оружие в игре "Ну что, попался, негодяй!". Исход порой невозможно
предсказать и в том случае, когда муж прибегает к помощи консультации у
психотерапевта, а жена - нет. Если уверенность мужа в себе возрастает, то
игра жены может расстроиться, что приводит к более здоровым супружеским
отношениям. Но если жена играет всерьез, то усиление позиции мужа может
привести к их разводу. Лучшим решением для обоих партнеров, если, конечно,
ситуация это позволяет, было бы их участие в трансакционных группах для
супружеских пар, занятия в которых выявили бы "вознаграждения", получаемые
в игре, и сексопатологию, лежащую в ее основе. Подготовленные таким образом
супруги могли бы заинтересоваться индивидуальной психотерапией, в
результате которой они как бы заключили новый брак, на иной психологической
основе. Но даже и без этих действий участники могли бы разумно
приспособиться к существующей ситуации.
*Родственные* *игры*. Обратная игра, "Фригидный мужчина",
распространена меньше, но она проходит практически по той же схеме, с
некоторым различием в деталях. Окончательный исход зависит от сценариев
игроков.
Критическим моментом в игре "Фригидная женщина" является
заключительная фаза "Скандала". После нее ни о какой сексуальной близости
речи быть не может, поскольку оба партнера получают некое извращенное
удовлетворение от игры "Скандал" и больше не стремятся получить друг от
друга сексуальную стимуляцию. Отсюда следует, что наиболее важным моментом
в антитезисе "Фригидной женщины" будет избегание "Скандала". В таком случае
жена остается сексуально неудовлетворенной, причем это состояние может быть
столь острым, что она станет более покладистой. Именно функция "Скандала"
отличает игру "Фригидная женщина" от игры "Побей меня, папочка", в которой
"Скандал" выполняет функцию подготовительной возбуждающей игры, а во
"Фригидной женщине" "Скандал" заменяет половой акт. Таким образом, в игре
"Побей меня, папочка" "Скандал" создает условие для интимных отношений и
является чем-то вроде фетиша, усиливающего возбуждение. А во "Фригидной
женщине" после окончания "Скандала", по существу, исчерпывается и весь
эпизод.
В детском возрасте в игру, аналогичную "Фригидной женщине", играют
некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в "Больших
ожиданиях". Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать
ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные
руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая.
_Анализ_
*Тезис*: "Ну что, попался, негодяй!"
*Цель*: оправдание.
*Роли*: Хорошая жена, Нечуткий муж.
*Иллюстрации*: 1) "Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный";
2) фригидная женщина, провоцирующая мужа.
*Социальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: "Я тебе
разрешаю сделать пирожок из песка" ("Поцелуй меня"); Ребенок: "Мне очень
этого хочется"; Родитель: "А теперь посмотри, как ты запачкался".
*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Родитель; Ребенок:
"Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить"; Родитель: "Готов попробовать,
если ты меня вовремя остановишь"; Ребенок: "Это ты первый начал".
*Ходы*: 1) обольщение - реакция на него; 2) отталкивание - смирение;
3) провокация - реакция на нее; 4) отталкивание - скандал.
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - освобождение от
чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое - избегает
пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное - "Скандал";
4) внешнее социальное - "Как поступать с нечистоплотными мальчиками
(мужьями)?"; 5) биологическое - подавленные сексуальные взаимоотношения и
обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Я чиста".
4. "Загнанная домохозяйка"
*Тезис*. В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние
хозяйки. Они должны быть опытными специалистами в десяти - двенадцати
направлениях, иными словами, должны умело играть десять - двенадцать самых
различных ролей. Время от времени в воскресных приложениях появляются
шутливые списки этих ролей: Любовница, Мать, Нянька, Горничная и т. д.
Поскольку эти роли очень утомительны и часто конфликтуют друг с другом,
исполнение их в течение многих лет приводит в конце концов к состоянию,
которое мы символически назовем "Колени домохозяйки" (потому что на коленях
укачивают ребенка, скребут пол, колени помогают поднимать тяжести, вести
машину и т. д.). Его симптомы можно выразить короткой фразой: "Я устала".
Если домашней хозяйке удается установить свой собственный темп работы,
если она умеет находить удовлетворение в любви к своим детям и мужу, то ее
многолетняя домашняя служба будет ей не только не в тягость, а даже в
удовольствие. И когда она наконец отправит в колледж своего самого младшего
ребенка, то может почувствовать себя одинокой.
Встречаются женщины, которых, с одной стороны, преследует ее
собственный внутренний Родитель и критически настроенный муж, постоянно
требующий с нее отчета, а с другой - ей не удается найти достаточного
удовлетворения в любви к своей
|
|