|
етской болтовни", относятся.
"Как это делается" (прекрасно подходит для короткого авиапутешествия);
"Почем?" (любимое времяпрепровождение в барах среди людей среднего достатка
и ниже); "А вы бывали когда-нибудь в ..." (ностальгическое, популярное
среди "бывалых" людей); "Вы знакомы с (таким-то)?" - времяпрепровождение
для одиноких людей; "А что стало" (со стариной Джо)? (часто играют те, кому
повезло или, наоборот, не повезло на финансовом поприще); "На следующее
утро" (Похмелье) и "Коктейль" (Я знаю рецепт получше) -
времяпрепровождения, типичные для честолюбивых молодых людей определенного
типа.
Структурно-деятельностную классификацию времяпрепровождении мы
основываем на личностных характеристиках. В "Родительский комитет",
например, можно играть на трех уровнях. На уровне Ребенок - Ребенок игра
принимает вид: "Что делать с упрямыми родителями?" На уровне Взрослый -
Взрослый: "Родительский комитет" (в собственном смысле слова) - это
времяпрепровождение, популярное среди образованных молодых матерей. У более
старшего поколения это времяпрепровождение обычно принимает назидательную
форму: "Преступность среди несовершеннолетних" (уровень Родитель -
Родитель) Некоторые супружеские пары играют в "Скажи им, дорогой", в
которой жена говорит от лица Родителя, а муж подыгрывает ей, как не по
годам развитый ребенок.
Еще более убедительна психологическая классификация
времяпрепровождении. Например, и в "Родительский комитет", и в "Психиатрию"
можно играть в так называемой проецирующей и интроецирующей форме. На схеме
6а дан анализ времяпрепровождения уровня "Родительский комитет"
проецирующего типа, основанного на конструкции Родитель - Родитель.
ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc
’ ДДДДДДДСтДДДДДДД> ’ ’ ’ ’
’ P ’ ’ P ’ ’ P ’ ’ P
’ <ДДДДДДРкДДДДДДДД ’ ’ ’ ’
ЦДДДДДДДДДЋ ЦДДДДДДДДДЋ ЦДДДДДДДДДЋ ЦДДДДДДДДДЋ
’ ’ ’ ’ ’ ДДДДДДДСтДДДДДДД>
’ B ’ ’ B ’ ’ B ’ ’ B
’ ’ ’ ’ ’ <ДДДДДДРкДДДДДДДД
ЦДДДДДДДДДЋ ЦДДДДДДДДДЋ ЦДДДДДДДДДЋ ЦДДДДДДДДДЋ
’ ’ ’ ’ ’ ’ ’
’ Pe ’ ’ Pe ’ ’ Pe ’ ’ Pe
’ ’ ’ ’ ’ ’ ’
ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ
а) Родительский комитет б) Психиатрия интроецирующего типа
проецирующего типа "Преступность "Психоанализ"
среди несовершеннолетних"
Схема 6. Времяпрепровождения
А: Если бы не разводы, не было бы такой преступности среди подростков.
В: Дело не только в этом. Сейчас детей даже в благополучных семьях не
учат хорошим манерам, как это было в наше время.
"Родительский комитет" интроецирующего типа соответствует конструкции
Взрослый - Взрослый:
С: Мне кажется, я просто не могу быть хорошей матерью.
D: Как бы вы ни старались, дети все равно вырастают не такими, как
хочется. Вам только и остается, что гадать: правильно ли вы поступаете и
какие ошибки успели совершить?
"Психиатрия" проецирующего типа (уровень Взрослый - Взрослый):
Е: По-моему, его поведение - результат подсознательной фрустрации.
F: Мне кажется, вам прекрасно удалось сублимировать ваши агрессивные
наклонности.
На схеме 6б показана "Психиатрия" интроецирующего типа. Это
времяпрепровождение на уровне "Взрослый - Взрослый".
N: Для меня эта живопись символизирует порочность и грязь.
H: Что касается меня, занятия живописью - это попытка угодить отцу.
Времяпрепровождения не только создают структуру времени и обеспечивают
участникам взаимно приемлемые "поглаживания", но и выполняют функцию
социального отбора. В процессе времяпрепровождения Ребенок в каждом
участнике внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их возможности. К
концу вечеринки каждый игрок выберет себе нескольких человек, с которыми
ему захочется познакомиться поближе, отбросив других участников, независимо
от того, насколько интересными или привлекательными они были в течение
вечера. Избранники обычно представляют собой наиболее вероятных кандидатов
для более сложных взаимоотношений, то есть для игр. Такую систему отбора,
несмотря на наше желание дать ей рациональное объяснение, мы считаем в
большой степени интуитивной и бессознательной.
В некоторых случаях в процессе отбора Взрослый берет верх над
Ребенком. Например, рассмотрим ситуацию, в которой страховой агент
старательно учится разного рода социальным времяпрепровождениям. В процессе
игры его Взрослый прислушивается к возможным клиентам и выделяет их из
остальных партнеров как людей, с которыми ему хотелось бы познакомиться
поближе. Причем его выбор, как правило, совершенно не зависит от их умения
играть или от ощущения внутреннего родства с ними, а основывается на
второстепенных факторах, в данном случае на их готовности платить.
Межд
|
|