|
е приближающихся трудностей
уклоняться от жизни, предпочитая ей бесполезное времяпрепровождение.
Вырастая, такие дети чаще всего становятся невротиками или даже страдают
психическими расстройствами.
Такие люди постоянно ходят как опущенные в воду и не могут толком
заговорить с другими; часто они просто не вступают в контакт и вообще
избегают людей. Описанные нами характеристики представляют собой психические
установки. Они не являются врожденными и не передаются по наследству: это
просто реакции на ситуацию. Таким образом стиль жизни реагирует на
восприятие проблемы, встающей перед индивидом. Конечно, это не всегда
логичный ответ, ожидаемый философом: это ответ, давать который научили
детские переживания и ошибки.
У детей или у личностей с психическими отклонениями наблюдать
функционирование этих установок, а также путь их формирования проще, чем у
нормальных взрослых. Как мы убедились, стадия прототипа яснее и не столь
усложнена, как дальнейший стиль жизни. Фактически, можно сравнить
функционирование прототипа с незрелым фруктом, который с готовностью
ассимилирует все. что он получает: удобрения, воду, питание, воздух. В
процессе созревания все эти компоненты впитываются им. Различие между
прототипом и стилем жизни похоже на различие между незрелым и созревшим
фруктом. Раскрыть и исследовать стадию незрелого фрукта в человеке гораздо
проще, но то, что открывается, в большой степени справедливо для стадии
зрелого фрукта.
Мы можем наблюдать, например, как боязливый с начала жизни ребенок
проявляет свою трусость во всех жизненных установках. Кажется, что трусливый
и агрессивный ребенок очень сильно отличаются' драчливый ребенок всегда
имеет определенную степень смелости, являющуюся естественным продуктом того,
что мы называем "здравым смыслом". Однако в определенных ситуациях даже
очень трусливый ребенок может выглядеть героем. Это происходит всегда, когда
он стремится любым способом стать первым. Пример тому - случай мальчика,
который не умел плавать. Он пошел купаться за компанию с друзьями, но
оказавшись на глубоком месте и не умея плавать, едва не утонул. Конечно, в
его поступке не было истинной смелости, и все его поведение -- бесполезно.
Он поступил так из-за желания быть объектом восхищения; ради этого он
игнорировал опасность, в которой оказался, надеясь, что другие его спасут.
Вера в предопределение
Вопросы смелости и боязни психологически тесно связаны с верой в
предопределение. Кроме того, вера в предопределение влияет на способность
человека действовать разумно и конструктивно. Есть люди, у которых чувство
превосходства столь велико, что им кажется, они могут выполнить все, что
угодно, они все знают и ничему не желают учиться Результаты подобных
представлений -- общеизвестны Дети с таким образом мыслей обычно худшие
ученики в школе Сюда же можно отнести тип людей, постоянно стремящихся
изведать какую-нибудь опасность, им кажется, что с ними не может случиться
ничего плохого, они не могут потерпеть поражение. Как правило, результаты
плачевны.
Можно обнаружить чувство предопределения у людей, оставшихся
невредимыми во время какого-нибудь ужасного происшествия, например, они
могут быть свидетелями какого-нибудь ужасного происшествия, например,
какой-нибудь катастрофы и при этом не пострадать. В результате они начинают
чувствовать, что предназначены для высших целей. Мы знали человека с похожим
чувством, которому однажды довелось пережить опыт, отличный от его ожиданий,
после чего он совершенно потерял смелость и был чрезвычайно подавлен'
рухнула его основная опора.
Когда его спросили о ранних воспоминаниях, он поделился весьма значимым
для него переживанием. Он рассказал, что однажды собирался пойти в Венский
театр, но что-то его задержало. Когда же, в конце концов, он приехал в
театр, оказалось, что произошел пожар. Театр сгорел, но он спасся. Можно
себе представить, как такое событие повлияло на развитие у этого человека
веры в свое высокое предназначение. И все шло хорошо до тех пор, пока
крушение его отношений с женой не сломало его.
О значении фатализма можно много говорить и писать. Он влияет на народы
и цивилизации так же, как и на отдельных людей. Однако со своей стороны нам
хотелось бы лишь подчеркнуть его связь с источником психической активности и
стилем жизни. В большинстве случаев вера в предопределение -- это трусливое
бегство от задачи прожить свою жизнь с пользой для других. Именно по этой
причине часто поддержка оказывается воображаемой и непрочной.
Зависть, мужской протест и сексуальные проблемы
Одна из базовых установок, свойственная приятельским отношениям -- это
зависть. Завистливость является очевидным признаком неполноценности. Правда,
природе каждого из нас не чуждо определенное чувство зависти, которое, не
будучи слишком интенсивным, не приносит вреда. Однако следует сознавать,
насколько полезно для нашей жизни чувство зависти, которое вполне можно себе
позволить в работе, стремлении к успеху, в столкновениях с трудными
ситуациями. В перечисленных случаях до известной степени оно нам даже может
помогать.
Совсем другое дело -- ревность, к
|
|