Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Альфред Адлер - Наука жить
<<-[Весь Текст]
Страница: из 65
 <<-
 
тв,  --  чувства лишь
сопровождают наши действия.
     Это  ясно обнаруживается в  сновидениях, открытие  смысла которых было,
пожалуй, одним  из  последних  достижений индивидуальной  психологии. Каждое
сновидение,  конечно  же,  преследует  определенную цель, но  до  последнего
времени она понималась неотчетливо.  Целью сновидения, -- если  выражаться в
общих,  а  не  специальных  терминах,  --  является  создание  определенного
движения чувств, или  эмоций, которое  в свою  очередь способствует движению
самого сновидения.  Это  может быть интересным комментарием к  старой мысли,
что  сновидения  -- это  всегда  обман. Нам снится то,  каким образом нам бы
хотелось себя  вести.  Сон -- это эмоциональная репетиция планов и установок
поведения  в  бодрствующем   состоянии,   никогда,  репетиция,   в   которой
действительный план может никогда не реализоваться. В этом смысле сновидения
-- обманчивы: эмоциональное воображение  привносит возбуждение действием без
самого действия.
     В  нашей  дневной жизни можно также обнаружить это качество сновидений.
Нам свойственна сильная склонность к эмоциональному самообману: мы постоянно
хотим убедить себя идти по пути наших прототипов, так как они сформировались
в возрасте четырех -- пяти лет.


Последовательность рождения и ранние воспоминания

     Интересно, что мы  никогда не найдем  двух детей,  которые  бы росли  в
одинаковой ситуации, даже если они рождены в одной семье. Внутри одной семьи
существует совершенно особая атмосфера вокруг каждого ребенка. Так, печально
известны условия  жизни первенца. Вначале  первый ребенок -- единственный, и
поэтому  является центром всеобщего  внимания.  Но  после  рождения  второго
ребенка он  обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему не
по  вкусу. Это и в самом деле  трагедия в жизни ребенка: он обладал властью,
которой  теперь  лишился.  Это  ощущение  трагедии  становится  частью   его
прототипа,  и  со  временем  проявится  в  его  качествах,  когда  он станет
взрослым.  Случаи из  практики показывают, что такие дети  всегда болезненно
переживают свое ниспровержение.
     Еще  одно  внутрисемейное  различие в обстановке  вокруг детей  --  это
разница в  обращении  с мальчиками и  девочками. Довольно типична  ситуация,
когда  Мальчики ценятся и превозносятся, а с  девочками обращаются так,  как
будто они ни на что не годны. Естественно их жизнь будут сопровождать вечные
сомнения  и колебания,  ибо  они не  смогут избавиться от  впечатления,  что
только мужчины действительно способны что-то сделать.
     Положение второго ребенка также  весьма своеобразно  и неповторимо. Так
как  у  него  всегда  есть   лидер,  движущийся  параллельно,  его  ситуация
разительно  отличается от  ситуации первенца. Обычно второй ребенок обгоняет
своего лидера,  и если разобраться в причине  такого положения  вещей, можно
обнаружить, что  старшего ребенка  попросту раздражает наличие соперника,  и
это раздражение в  конце концов отражается на его положении в семье. Старший
ребенок начитает  бояться соревнований и не особо в них преуспевает.  Он все
больше прислушивается к поощрениям своих родителей, которые  начинают ценить
второго   ребенка.  Напротив,  второй  ребенок  изначально  противопоставлен
лидеру, что  постоянно побуждает его к соревнованию. Все его  качества будут
отражать  особенность  его  положения  в  семейном сообществе. По натуре  он
бунтовщик, не признающий власть или авторитет.
     Многочисленные примеры  силы младших детей нам дают  история и легенды.
Яркое тому подтверждение -- история  Иосифа, который захотел превзойти всех.
Тот же  факт, что в его  отсутствие, многие годы  спустя после того, как  он
покинул  дом, в семье родился  младший  брат, не  повлияло  на ситуацию. Его
положением   было   положение   младшего   ребенка.   Подобные  описания  мы
обнаруживаем в сказках, где младшему ребенку отведена главная роль. Мы можем
увидеть,  что  все  эти качества  возникают  в  раннем  детстве  и  остаются
неизменными до тех пор, пока индивиду не удастся достичь глубины в понимании
самого  себя. С  тем, чтобы переориентировать ребенка, необходимо помочь ему
понять, что же с ним  произошло в раннем детстве. Необходимо также, чтобы он
понял, что в его прототипе есть ошибка, которая  влияет на  все ситуации его
жизни.
     Важным  способом познания  прототипа,  а  следовательно, сути  человека
является изучение его ранних  воспоминаний. Все  наши  знания  и  наблюдения
приводят нас к выводу, что наши воспоминания принадлежат прототипу. Пояснить
эту мысль  можно  следующим образом.  Возьмем  в  качестве  примера  ребенка
первого типа -- с поврежденным органом: болезнью желудка. Его воспоминания о
чем-то виденном  или  слышанном,  по  всей  вероятности,  всегда  каким-либо
образом будут касаться еды. То же самое можно сказать и о ребенке левше: эта
его  особенность  также  будет  влиять на  его точку зрения.  Человек  может
рассказать вам о своей матери, которая баловала его, или о рождении младшего
ребенка,  о том, как  его бил вспыльчивый отец, или о тех обидах, какие  ему
пришлось перенести в  школе. Все свидетельства такого рода очень ценны, если
только мы владеем искусством чтения их смысла.
     Искусство понимания ранних воспоминаний заключает в себе высшую степень
эмпатии,  способность  идентифицировать  себя   с  ребенком  в  его  детской
си
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 65
 <<-