Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Гештальт :: Джеймс М., Джонгвард Д. - Рожденные выигрывать
<<-[Весь Текст]
Страница: из 104
 <<-
 
собственных фантазий, его собственных наблюдений" (8). дм образом, Перлз 
требует от пациента представить. и проиграть все свои стороны. Он 
сосредоточивается на том, как пациент ведет себя сейчас, а не на том, почему он 
так себя ведет. 
       Хотя для этого вида исполнения ролей могут использоваться различные 
средства, техника двух стульев Перлза является единственной в своем роде. Ее, 
оснащение: 1) "горячий стул", стул для пациента, который хочет "работать"; 2) 
пустой стул, расположенный перед пациентом, на который пациент проецирует 
различные стороны своего Я, и 3) коробка из ткани с картонными повешенными 
носами и прослезившимися глазами. 
       Метод "горячего стула" применялся, например, в случае с учительницей, 
которая, описывая себя как человека дружелюбного, помогающего людям, не 
понимала, однако, почему у нее нет близких друзей. Хотя она отрицала наличие в 
себе чувств раздражения, ее обычными выражениями были: "Ты пожалеешь об этом" и 
"Мне жаль таких, как ты". Другие, видимо, воспринимали это как угрозу и 
враждебность. 
       Когда эта женщина играла роли своих разрозненных сторон, она играла свое 
"дружелюбное Я" с "горячего стула" и представляла свое "раздраженное Я" на 
пустом стуле. Меняя стулья при смене ролей, она постепенно начала диалог: 
Горячий стул: Я не знаю, почему я здесь. Я всегда дружелюбна с людьми и 
стараюсь приносить им пользу. Пустой стул: Ты слишком хорошо знаешь, почему ты 
здесь. У тебя нет ни одного друга. Горячий стул: Я не могу понять это. Я всегда 
делаю что-нибудь полезное для людей. Пустой стул: От тебя только беспокойство. 
Всегда являешься "полезной Анной". Ты заставляешь всех быть обязанными тебе. 
       За короткое время голос учительницы стал резким и громким. Когда она 
находилась на "горячем стуле", она придумывала возражения против "полезной 
Анны". Изумленная собственной агрессивностью, она сказала с сомнением: "Я 
никогда не знала, что могу быть такой раздраженной". Хотя другие люди видели 
эту сторону ее личности очень часто, это был первый раз, когда она сама 
восприняла свои полярные противоположности: раздраженность и полезность. 
       Иногда люди осознают только одну из своих сторон, как в случае с 
учительницей, приведенном выше. Иногда они могут осознавать их обе и говорить: 
"Я или парю в небесах, как воздушный змей, или придавлен к земле депрессией"; 
"Я или раздражен и агрессивен, или напуган и полон сомнений". 
       Человек, личность которого расщеплена на части противоположностями, 
поступает по принципу "или-или" -- или высокомерно, или унижаясь; или 
беспомощно, или авторитарно; или безнравственно, или добродетельно. Человек, 
который остается в тупике этих противоположных сил" ведет внутреннюю войну. 
Используя метод исполнения ролей Перлза, эти противостоящие силы могут быть 
обнаружены при помощи друг друга, примирены друг с другом, и, таким образом, 
может быть найден компромисс между ними или по крайней мере положено начало к 
осознанию их существования. 
       Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих 
отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с 
каждой сменой роли. Исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас,
 ролью ребенка, матери, отца, супруга или начальника. Исполняемая роль также 
может быть физическими симптомами -- язвами, головной болью, болью в пояснице, 
потными ладонями, сильным сердцебиением. Она даже может быть предметами, 
встретившимися во сне, такими, как часть мебели, животное, окно. 
       Исполнение ролей с использованием "горячего стула"может применяться для 
того, чтобы прояснить некоторые отношения между людьми. Чтобы достичь этого, 
один человек представляет другого на пустом стуле. Человек говорит с этим 
другим, высказывая то, что действительно у него на уме. Затем он может стать 
этим другим и отвечать. В этом процессе невысказанные обиды и чувства часто 
выходят наружу и могут быть поняты и осознаны. 
       Различные части сна также могут исполняться для того, чтобы достичь 
более полного самоосознания. Согласно Перлзу, "сон -- это царская дорога к 
интеграции личности" (9). 
      ...все различные части сна являются фрагментами нашей Личности. Поскольку 
наша цель сделать каждого целостной личностью, то есть интегрированной 
личностью, личностью без конфликтов, то для этого мы должны совместить 
различные фрагменты сна. Мы должны снова признать своими эти спроецированные, 
отдельные части нашей личности и признать своими эти скромные возможности, 
которые проявляются во сне (10). 
       Или, иначе говоря, весь сон является личностью спящего. Каждый персонале 
и каждый предмет сна представляют некоторую сторону самого спящего. С помощью 
проигрывания ролей людей, предметов сна или даже отдельного фрагмента сна может 
быть обнаружено скрытое содержание сновидения не путем его анализа, а через его 
переживание. 
       Например, один мужчина видел повторяющийся сон, в котором всегда 
присутствовал письменный стол. Когда его просили вообразить себя этим столом, 
он бормотал: "Какая глупость, я не письменный стол". Затем он все-таки 
преодолел смущение и начал свою роль. "Я большой письменный стол. Я полностью 
забит чужими вещами. Люди сваливают на меня свои вещи, пишут на мне, тычут в 
меня перьями. Они просто пользуются мной, а я не могу двинуться..." Позже он 
сказал: "Да, это я, все правильно. Я позволяю пользоваться мною как письменным 
столом, и именно поэтому я нахожусь здесь!" 
       Гештальттерапия усиливает как эмоциональный, так и интеллектуальный 
инсайт, но ее методы сосредоточены скорее на первом. Эмоциональный инсайт -- 
это такой момент самораскрытия, когда человек восклицает: "Ага!" Перлз 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 104
 <<-