|
олько раз
этот процесс, часто создает живой, метафорический внутренний язык ("Опять этот
твой проклятый слон!"), выразительный и эффективный, так что даже те, которые
казалось бы, сами не очень эффективно работают в этой технике, поддаются ее
энергии. Обретая в себе дотоле дремавшие части себя, люди становятся более
живыми и дифференцирование восприимчивыми к другим, менее замкнутыми в своих
социальных ролях. Даже жестко антагонистические супруги, слишком защищающиеся и
испуганные, чтобы слышать друг друга в обычном разговоре, обнаруживают симпатию
друг к другу, когда партнер глубоко погружается в проекцию.
В некоторых группах, как упоминалось, обобщается опыт : "Это твоя горилла".
Каким-то образом, когда человек работает интенсивно с гориллой, я как
наблюдатель могу глубоко почувствовать, что он действительно видит то, о чем
говорит, и что это действительно отличается от того, что говорю я, – он не
просто описывает неправильным образом объективную реальность, которую я вижу
так ясно. Мы действительно различны, и это ОН. Следствием такого понимания
часто оказывается способность дать другому быть тем, что он есть. Большинство
из нас сохраняют за собой право судить других постоянно, когда они выражают
себя, с точки зрения норм социального поведения. Мы свободно позволяем себе
говорить: "На самом деле ты имеешь в виду..." или "Тебе следует..." Когда же
человек глубоко вовлечен в выражении себя в упражнении отождествления, было бы
совершенно неуместным вторжением сказать: "Но в действительности этот объект...
" или "Твоя горилла должна...". Приобретение в этой области способности дать
другим быть собой часто обобщается и переносится в жизнь, как вообще
способность давать людям быть самими собой в их уникальности.
Кроме того, для меня наибольшее воздействие этого упражнения на группу – просто
общее ощущение возбуждения и игры, которые возникают. Понимание, что смех может
быть глубоким, а глубина – веселой, что мы можем смеяться до слез и плакать до
смеха на несколько минут, и при этом может возникнуть очень нужное и полезное
знание. Все это поможет группе сдвинуться от тяжелой, ориентированной на
проблемы настроенности к чему-то более богатому и полному. Трещина между
учением и жизнью, очень частая как в жизни, так и в группах, начинает зарастать.
В конце концов не так уж важно, что еще делает группа, если она может достичь
этого. Определение и проекция.
Когда люди говорят о проекциях, они, мне кажется, имеют в виду, что
проецировать – значит помещать некоторые качества из себя в кого-то другого, то
есть всякое обвинение автобиографично. Точнее сказать, что я вижу, слышу,
чувствую некоторое качество скорее в другом, чем в себе – как я могу поместить
его туда? На практике проекция означает повышенную чувствительность к качеству
или теме, о которой идет речь.
Если я чувствую некоторую подавленность и оглядываюсь вокруг себя на лица
других, которые, возможно представляют выражение широкого диапазона
человеческих чувств, я наверное замечу и отмечу про себя, если не вслух, людей,
чьи лица выражают подавленность. Если я зол, я замечу тех, кто этому
соответствует. Это будет ощущаться как данное сознавание, хотя в
действительности оно – выбранное. Я переживаю подавленность или гнев, и затем
приписываю источник этого другим.
При этом, когда я оглядываюсь и говорю: "Что-то ты подавленно выглядишь",
обычно это до некоторой степени, хоть чуточку верно, потому что именно так я
выбрал материал своей проекции. Если я не совсем психотик, я не буду
проецировать качество на того, кто не проявляет ни малейших его признаков (см.
гемму о Норберте), даже в крайних случаях это надо иметь в виду.
И еще одно наблюдение относительно проекции. Ясно, что я не могу проецировать
чувство, если его у меня нет, но я думаю также, что я не могу воспринять
чувство или качество, если во мне нет хотя бы следа его. Если я полон любви, я
не могу видеть ненависть в других. Проекция и восприятие – две стороны одной
монеты, неразделимые и проникающие друг в друга, так что иной раз, путаясь, я
называю их воспроекцией и проприятием.
ЧАСТЬ II. ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Я представляю себе Фрица Перлза как ребенка, бродящего по площадке для игр,
полной разнообразных принадлежностей. Некоторые он детально исследует, другими
играет некоторое время, на иные лишь бросает взгляд, размышляя вслух и двигаясь.
Иногда он возвращается к старым игрушкам и рассматривает их под углом зрения
нового накопленного опыта, обнаруживая что-то, чего он не заметил в первый раз.
Неудивительно, что та игрушка, с которой он играл в данный момент, была самой
важной, и заполняла его мысли и разговоры, пока он с ней играл.
Через некоторое время другие дети замечают, как ему интересно, и присоединяются
к нему. Он охотно делится игрой с другими – более охотно, чем некоторые из тех,
кто к нему присоединился, – хотя он и не слишком склонен к кооперации и иногда
заинтересован в сохранении собственности. Некоторые из присоединившихся к нему
не обладают слишком развитым воображением. То, с чем Фриц играл в тот момент,
когда они к нему присоединялись, составило для них всю гештальттерапию, и они
начинали протестовать, когда он переходил к другим вещам. Иной раз, встречая
гештальттерапевта, я могу догадаться, в какой момент он присоединился к Перлзу,
по игрушкам, которые продолжают ег
|
|