|
ок, заключены принципы
Основы, Пути и Плода и одновременно дается объяснение Способа Видения, Способа
Практикования и Способа Поведения согласно учениям Дзогчена.
Основа — это не что-то абстрактное. Это наше собственное состояние, когда мы
его узнаем. То же самое верно для Способа Видения практикующего Дзогчен,
представляющего собой воззрение, неотделимое от самого реального знания. Путь —
это метод развития этого знания через различные практики. А Плод — это
реализация объединения Способа Поведения с состоянием присутствия, в результате
чего созерцание и повседневная деятельность всецело воссоединяются. Через
понимание "Шести ваджрных строк" мы можем получить прямой доступ к сущности
Дзогчена.
Глава V
ШЕСТЬ ВАДЖРНЫХ СТРОК
sna-tshogs rang-bzhin mi gnyis kyang
cha-shas nyid-du-spros dang bral
ji-bzhin-ba zhes mi-rtogs kyang
rnam-par snang-mdzad Kun-tu-bzang
zin-pas rtsol-ba'i nad spangs-te
lhun-gyis gnas-pas bzhag-pa yin
Природа всех вещей недвойственна,
Собственное состояние каждой из них — за пределами ума.
Нет такого понятия, чтобы определить состояние как оно есть,
но видение все же проявляется: все есть благо.
Все уже совершенно, и поэтому, преодолев болезнь усилия,
находишь себя в самосовершенном состоянии: таково созерцание.
Глава VI
ОСНОВА И СПОСОБ ВИДЕНИЯ
Природа всех вещей недвойственна,
собственное состояние каждой из них — за пределами ума.
Первые две строки "Шести ваджрных строк" объясняют состояние изначальной Основы
и Способ Видения в учении Дзогчен, указывая, что, несмотря на видимое
существование бесконечного числа вещей и явлений, их реальная природа одна и та
же. Мы можем, например, подумать о том, как много существует разных типов людей
и как много разных стран со своими особыми горами, реками и растительностью.
Кроме того, мы можем представить, что помимо мира людей есть еще много
разновидностей существ, и нам неизвестны ни их миры, ни то, что заключено в них.
Все существа живут в окружении различных кармических видений, возникающих у
них вследствие накопленных ими страстей. В Сутрах описывается 84 тысячи видов
страстей, которые могут служить причиной возникновения такого же числа форм
существования. Хотя мы, допустим, не можем позволить себе принять на веру такие
цифры буквально, мы тем не менее понимаем, что здесь имеется в виду: поскольку
существуют бесконечные виды страстей, то может существовать равное число
кармических последствий, проистекающих от них.
Учение объясняет, что существует три типа видения: кармическое, или нечистое
видение обычного существа; видение, возникающее в опыте практикующего; и чистое
видение реализовавших существ. Кармическое видение — это иллюзорное видение
существ, находящихся в круговороте перерождений. Оно называется "иллюзорным",
потому что возникает в зависимости от нашей кармы вследствие определенной
причины. Коренными причинам существования шести миров считаются шесть основных
страстей. Привязанность, ревность, гордость, умственная омраченность, жадность
и гнев соответственно дают начало возникновению кармического видения богов,
асуров, людей, животных, голодных духов (прета) и мучеников ада. Эти измерения
вовсе не те миры, которые можно отыскать где-то во вселенной, — это кармические
видения, проявляющие в соответствии с преобладанием той или иной страсти.
Например, для людей мир ада не существует, но если в течение этой жизни мы
накопим достаточную гневную карму, то вполне можем родиться в следующей жизни
среди кармического видения ада. То же самое верно для других страстей,
накопление которых служит причиной перерождения в виде существа другого типа.
Каждый из них обладает характерным кармическим видением, которое длится, пока
не будет исчерпана создавшая его карма. Приводимая обычно в качестве примера
история повествует о том, что однажды у реки сошлись вместе шесть видов существ,
каждый из которых видел реку по-своему. Небожителю река виделась как нектар,
голодный дух видел раскаленную лаву, человек — чистую воду и так далее. Этот
пример помогает понять, что не существует одного видения, объективно реального
и конкретного для всех существ. Если бы нам пришлось предложить стакан воды
голодному духу, то она, вероятно, обожгла бы ему горло.
Под термином "видение из опыта" имеется в виду проявление результатов практики.
Например, благодаря практике медитации могут возникну
|
|