|
й, великим Мастером, способным совершать чудеса, который прибыл со
своей родины Уддияны по приглашению царя Трисонг Дэцена. Чтобы расширить
распространение учения Дзогчен в Тибете, Падмасамбхава предложил царю послать в
Уддияну тибетца по имени Вайрочана. И тот получил все учения Дзогчена у ног
Учителя Шрисингхи, ученика Манджушримитры*4, который был в свою очередь
учеником Гараб Дордже, а затем принес эти учения в Тибет, передав их лишь
нескольким избранным. Пандит Вималамитра, также ученик Шрисингхи, был
впоследствии приглашен ко двору, где он передавал еще неизвестные там учения
Дзогчен. Этот период бурной деятельности по распространению и переводу
буддийских первоисточников включал в себя и перевод на тибетский язык с языка
Уддияны текстов Дзогчена. Все переведённые в этот период тексты, содержащие как
тантрийские, так и дзогченские учения, были позднее отнесены к "древней"
традиции, или нингмапе (rNying-ma-pa), в отличие от тех Тантр, которые были
переведены во время второй волны распространения Учения в одиннадцатом веке*5.
Таким образом, Дзогчен стал считаться частью учений школы нингмапа. В этой
традиции все многообразие систем тибетского буддизма делится на девять частей,
или "колесниц" (yana):
1. Мирская колесница божеств и людей ('jig-rten lha mi'i theg-pa), которая
включает все небуддийские системы.
2. Колесница шраваков (слушающих) и пратьекабудд (тех, кто желает просветления
только для себя самого). Она соответствует Хинаяне.
3. Колесница бодхисаттв, заключающая в себе учения Махаяны.
4. Крийя-йога.
5. Чарья-йога.
6. Йога-тантра.
Эти три колесницы называются "внешними Тантрами", потому что включаемые в них
практики основаны главным образом на очищении и подготовке себя к получению
мудрости реализованных существ.
7. Маха-йога.
8. Ану-йога.
9. Ати-йога.
Эти три колесницы обычно называются "внутренними Тантрами", но на самом деле
только две первые являются тантрийскими учениями, так как принцип Тантры
заключается в преображении психо-физических составляющих личности в чистое
измерение реализации. Ати-йога, синонимом которой является Дзогчен,
основывается на пути самоосвобождения и на прямом, получаемом из собственного
опыта, знании изначального состояния. Такое деление Тантр свойственно только
школе нингмапа.
Другие три главные традиции тибетского буддизма, кагюдпа (bKa'-rgyud-pa),
сакяпа (Sa-skya-pa) и гэлугпа (dGe-lugs-pa), класифицируют высшие Тантры, или
Ануттара-тантру, следующим образом:
1. Питри-йога — Отцовские Тантры.
2. Матри-йога — Материнские Тантры.
3. Адвитья-йога — Недвойственные Тантры.
Все эти виды Ануттара-тантры опираются на систему постепенного преображения,
как она практикуется в Маха-йоге традиции нингмапа. Ану-йога — система,
опирающаяся на непостепенное преображение, содержится только в старейшей
традиции — нингмапе.
Записанные учения Дзогчена делятся на три раздела: Раздел Природы Ума
(sems-de)*6, Раздел Изначального Пространства (kLong-sde) и Раздел Тайных
Наставлений (man-ngag-sde). Из них первые два были принесены в Тибет Вайрочаной,
а третий — Вималамитрой. Учения, которые первоначально были переданы
Падмасамбхавой, а затем укрыты в различных местах в Тибете, также являются
частью Раздела Тайных Наставлений. Такого рода тексты, называемые "терма"
(gter-ma), или "сокровища"*7, стали обнаруживаться начиная с тринадцатого века.
Те же тексты, которые передавались устно, начиная со времен Гараб Дордже,
называются "устной традицией" (bka'-ma).
Другую традицию учений Дзогчена, отличающуюся и по происхождению, и по линии
преемственности ее Учителей, можно найти в религии бон. Она распространялась из
Шанг-Шунга, древнего государства Западного Тибета*8. Исходя из имеющихся данных,
невозможно сказать, существовал ли единый источник всех учений Дзогчена. В
течение многих столетий их практиковали Мастера, принадлежавшие ко всем школам
и традициям, потому что по самой своей природе Дзогчен выходит за рамки
искусс
|
|