|
взаимоотношения между ними. Из подобных родителей состоит общество. Душевное
состояние детей является показателем душевного состояния общества. Дети учат
взрослых тому, что важнее всего - сплоченность. В сплоченной семье все нужные
дела делаются сообща и с радостью.
У эгоистичных родителей дети еще большие эгоисты, чем они сами, - ведь с каждым
поколением стрессы усиливаются. Эгоист - хороший наставник, вот только сам он
не научается тому, чему учит. Кто способен научиться у эгоиста, тот остается
человеком даже в самой критической ситуации. Чтобы оставаться человеком,
необходимо лишь одно: время на обдумывание происходящего. Детям нужна также
возможность обмениваться мыслями с родителями и взрослыми как с равными.
Пример из жизни.
Людям, приходящим ко мне на прием, следует предварительно ознакомиться с
теорией. Иначе мы будем говорить на разных языках. Все мои старания бесполезны,
если пациент не способен что-либо воспринять, хотя и желает этого.
Предварительное прочтение моих книг - не приказ, а просьба, однако я не
собираюсь умолять об этом на коленях. Кто применяет теорию на практике, тот
проделывает подготовительную работу, даже если ничего не получается. Зато будет
проще обсудить совершенную ошибку. Беседа с человеком о его промашках
выливается в дискуссию. Невозможно обмениваться мыслями с тем, кто ничего не
делает, поскольку он тут же ощущает себя виноватым и начинает обороняться.
Несмотря на проводимую мною подготовительную работу, с моей стороны было бы
наивно надеяться на то, что хорошие люди сами позаботятся о своем здоровье. А
хотелось бы. Особенно если речь идет о болезни, неизлечимой с медицинской точки
зрения. Опираясь на знания и сознательность пациента либо его родителей, я
привношу элементы теории, необходимой в данный момент. Ведь и мои знания тоже
постоянно обновляются и совершенствуются.
Одной матери и ее 15-летнему больному ребенку я, помимо прочего, рассказала
теорию о мнимой помощи, то есть самообмане, чтобы научить их высвобождению
наивности. Они оба с завидным упрямством повторяли одни и те же ошибки да так,
что ребенок практически сделался инвалидом. В духовном отношении они были
всезнайками (на уровне сплетен). Меня они выслушали со скучающим выражением
лица, явственно говорившем: пора бы тебе переходить к делу.
Я осторожно подбирала слова, чтобы ненароком не обидеть этих хороших людей,
которым столько всего довелось пережить. (Об этом меня успела проинформировать
мать.) Поскольку пациенты, прочитавшие мои книги и уловившие суть дела, ведут
разговор иначе, я и поинтересовалась, ознакомились ли они с моими книгами. Сын
язвительно ответил, что для этого у него нет времени. (Себе на заметку:
во-первых, болен-то сам, но времени заняться собой у него нет. Для него важнее
все остальное. Налицо подсознательная потребность оставаться больным, так как
болезнью возможно отомстить виновному. В данном случае - матери. Во-вторых,
такое юное существо, а какой ядовитый ответ. Болезнь соответствует ядовитости -
медленно прогрессирующий вялый паралич нижней части тела.)
На тот же вопрос мать с саркастической усмешкой ответила: "Естественно!" В ее
голосе сквозили нотки злорадства и осуждения - как можно в этом вообще
сомневаться? Ведь я на все готова ради ребенка. Всем своим сверхактивным
вызывающим поведением мать пыталась доказать, что для таких всезнаек, как она,
в жизни нет проблем. В свое время проблемами были ее мать и муж, но они давно
перестали для нее существовать. А отец вообще был для нее пустым местом.
Ребенок относился к бабушке с дедушкой и к отцу точно так же, но в пику матери
изображал прямо противоположное отношение. Его здоровье зеркально отражает всю
эту ситуацию - внешне как будто все в порядке, а если копнуть, развалина
развалиной.
Желая рационально использовать время, я принялась осторожно объяснять про
воздействие стрессов. Едва я сказала, что наивность причиняет физические
страдания, как мать вскочила, точно ужаленная, и воскликнула истерически: "Сами
вы наивная! Надеетесь, что мы станем читать ваши книжки!" Она метала громы и
молнии. На деле же она была права. Я и вправду надеялась. Я ожидала и хотела в
это верить, что для матери здоровье ее ребенка поистине дорого. Хотелось верить,
что и ребенок посочувствует матери и поможет себе сам, чтобы матери стало
легче. Мне нередко приходилось иметь дело с детьми вдвое младше, чем этот,
которые из любви к матери приходили к мысли о самопомощи. Прочтение первой моей
книги служило логическим продолжением этой мысли. Те дети с пониманием
отнеслись к своим матерям и все им простили. Последовавшее выздоровление было
соразмерным проделанной работе.
В данном случае все обстояло наоборот. Женщина и не думала прощать своей матери,
а ее ребенок - ей. Шла незримая борьба за главенство, в ходе которой один
страдает пока преимущественно физически, а второй - духовно. У обоих имелось
достаточно здравого смысла, но, к сожалению, их интересы в жизни были нацелены
совсем на другое. Они не были готовы созидать, а были готовы бороться и
сокрушать. Так ведет себя демонстративная собственническая любовь, которая
беспрестанно что-то доказывает, а когда доказать не удается, вина сваливается
на того, кто не верит.
Разговор пришлось прервать - при всей своей наивности я не намерена
разговаривать с глухими. Оставшись наедине с собой, я стала анализировать
случившееся и поняла то, чего не поняла сразу из-за своей наивности: эти люди
нуждаются в страданиях. Что касается данного ребенка, нельзя допустить, чтобы
он выздоровел, так как, обретя здоровье, он стал бы проявлять насилие по
отношению к окружающим. Ребенок и мать, будучи в принципе настроены одинаково,
стали бы инициаторами организованной преступности. Недуг этому препятствует.
|
|